?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Патриотизм не заказывали? - Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Патриотизм не заказывали?
Не все сегодня знакомы с понятием "оборонной драматургии". А ведь с конца 1920-х и в течение 1930-х эта штука входила в госзаказ отдельной строкой. Имелись в виду не только учебно-документальные фильмы для армии, но и художественные зрелища, стимулирующие в аудитории чувство причастности к "мобилизационному ресурсу". "Чапаев", например, считался "оборонным" фильмом.

Со сцены и с экрана зрителей наставляли, как быть готовыми к защите отечества от агрессоров. А именно, ставить общественное выше личного, тренировать устойчивость психики к паническим атакам, владеть технологиями гражданской обороны и всякими полезными навыками, добровольно маркировать своё возможное место в рядах мобилизуемых, рассматривать армию в качестве престижного сообщества, докладывать куда следует о потенциальных прорехах систем коллективной защиты и жизнеобеспечения, а главное - держать руку на пульсе актуальных политических стратегем, чтоб в случае чего сразу отличить "своих" от редисок. По правде говоря, оно и неплохо бы. Мало ли какой талибан подкрадётся, а мы их рррраз и всем ресурсом задавим.

Увы. Чтоб рассказать людям, как правильно поступать, надо же и самому в этом разбираться. А у нас кто? среди драматургов разве что Всеволод Вишневский был настоящий фронтовик, ну может и ещё парочка. А так сплошь тыловые крысы, максимум писаки штабные, которым нечего людям сказать толкового. Инсценировка "мобилизационной готовности" оборачивалась параноидальным поиском повсюду шпионов, диверсантов, вредителей и саботажников, и вот уже образ врага формировался даже там, где в художественном пространстве традиционно предоставлялось место для уюта, тишины и гармонии среди берёзок. Поэтому в 1930-х никого нельзя было удивить сказкой о мирных пейзанах из приграничного колхоза, изловивших только что просочившегося через границу диверсанта с рюкзаком взрывчатки. Например, прелестная работница дальневосточного зверосовхоза из "Девушки с характером" (1939) мимоходом (!) на сеновале осуществила гражданский арест бородатого нарушителя идиллии у госграницы.

vlcsnap-2016-02-28-15h12m42s84

Раз уж простой сеновал отпочковывал коварных диверсантов, какие же чудеса творились в сюжетах о стратегических стройках и военных заводах? Ох, даже изложить не берусь. Там каждый первый ловил за руку каждого второго, причём каждый день. Какое счастье, что тот поток казённой гипербдительности сейчас виден только библиотекарям и архивистам, да и то только таким, как я, кто наново каталогизирует фонды из-за смены технологий. Добровольно-то такое листать мало кто берётся.

В общем, вместо сплочения сограждан "оборонная" драматургия способствовала их невротизации и разобщению, и сталинский опыт патриотических зрелищ оказался подобен Уроборосу, который жрёт сам себя с хвоста. Что бы ни делали казённые патриоты, их сублимация бессильной агрессии непременно порождала образ врага среди "своих", и этот образ вытеснял все другие точки приложения активности, куда более продуктивные, но фуфлогонам недоступные ввиду тотальной некомпетентности. Так за своим хвостом и бегали.

А вот и пример журналистики на тему театральной и кинематографической "оборонной" драматургии - статья С.Куприянова (понятия не имею, кто такой) "Оборонное искусство" (журнал "Рабочий и театр", 1937, № 3, март, с. 7). Из интересного в этом весьма банальном тексте я бы отметила жалобу автора как раз на недостаток пьес о "внешнем" враге. Уроборос пугал своих идеологов.

оборонная драматургия 1937

Tags:

17 comments or Leave a comment
Comments
lizardian From: lizardian Date: February 12th, 2017 11:34 am (UTC) (Link)
Есть интересная книга "Бумажные войны" как раз на эту тему. Больше про книги, но про пьесы там тоже есть - http://lizardian.livejournal.com/395220.html

В СССР сложновато было писать такие книги, потому что линия партии постоянно колебалась - сегодня ты пишешь про плохих немцев, а завтра - Бац! Пакт Молотова-Риббентропа, русский с германцем братья навек, и твоя книга изчезает с полок.

И нормальные люди прекрасно понимали, что большая часть из написанного на "оборонную" тему 100% халтура, но продолжали в этом участвовать, потому что этого требовала идеология, против которой идти было невозможно.
adzhaya From: adzhaya Date: February 12th, 2017 11:43 am (UTC) (Link)
Если отвлечься от моральных аспектов и момента с продажей творческой души Ваалу, то меня особенно напрягает проблема социальной эффективности. Скучные пьесы, скучные фильмы (ну, кроме "Чапаева"), толку от них ноль, да ещё и чёрная дыра госбюджета.
lizardian From: lizardian Date: February 12th, 2017 12:09 pm (UTC) (Link)
"чёрная дыра госбюджета"
О бюджете никто не думал. В более поздние времена бывало заходишь в книжный магазин, а там четверть магазина - материалы очередных пленумов и съездов. А это гораздо скучнее, чем скучные книжки "про войну".
adzhaya From: adzhaya Date: February 12th, 2017 12:33 pm (UTC) (Link)
Как же, помню-помню. Сама застала.
alek_morse From: alek_morse Date: February 12th, 2017 02:26 pm (UTC) (Link)
Гримасы вечной истории. Это как сейчас:

нормальные люди прекрасно понимают, что большая часть из написанного на сериальную тему 100% халтура, но продолжают в этом участвовать, потому что этого требует рынок, против которого идти невозможно ;)
lizardian From: lizardian Date: February 12th, 2017 04:52 pm (UTC) (Link)
Против рынка идти можно, но не хочется, потому что пипл хавает. А если хавает, то зачем напрягаться?
Мне вообще кажется, что это не рынок, а стереотипы. Условно говоря, гражданин привык смотреть Первый канал, НТВ и ТНТ и он их смотрит по-любому, можно показывать всё, что угодно - сериал про любовь доярки и олигарха или симфонический концерт.
alek_morse From: alek_morse Date: February 12th, 2017 05:19 pm (UTC) (Link)
А откуда эти стереотипы берутся? Не создаются ли они тем же рынком, в частности?

По поводу основных федеральных каналов я отчасти согласен. Но почему столь много народа их смотрит. Один из ответов - сила привычки. Но гораздо важней, на мой взгляд, то, что для многих людей, может быть, большинства, после работы легче и проще придти и включить ТВ - давно знакомые каналы, чем производить ещё одну работу, так сказать, сверхурочную, искать по закромам интернета что-нибудь этакое. Даже если и найдёшь, а нужно ли тебе то, что ты найдёшь? С большой вероятностью нет.
lizardian From: lizardian Date: February 12th, 2017 05:45 pm (UTC) (Link)
Дело в том, что и в интернет лезть не надо. Конечно, есть регионы, где до сих пор телевизор ловит три канала, но там и с интернетом, скорее всего, напряг. Но в Москве даже на общественной антенне больше 50 каналов, включая и киношные, и познавательные. Т.е., даже в рамках общедоступного телевидения вполне возможно не зацикливаться на "Давай поженимся" и Киселёве. Но нет :-(
alek_morse From: alek_morse Date: February 12th, 2017 05:56 pm (UTC) (Link)
Претензии к просмотру Киселёва, на мой взгляд, несколько надуманны. Его "Итоги недели" это главная информационно-аналитическая программа страны. Там озвучивается генеральный курс - многим зрителям интересна именно государева позиция. Не только из чистого любопытства, а так сказать, быть в курсе политических тенденций, куда страна движется. То же и в отношении выпусков "Вестей".

В остальном же, скажу иначе, психология человека - держаться каких-то констант. Всё время рыскать пультом по 150 каналам, конечно, можно, но сознание так устроено, что желает в конце пробежки остановиться на чём-то постоянно знакомом. Ну невозможно всё время поддерживать свой ум в нервическо-шизофренической ситуации непрекращающегося выбора.
lizardian From: lizardian Date: February 12th, 2017 06:29 pm (UTC) (Link)
"Претензии к просмотру Киселёва, на мой взгляд, несколько надуманны."
Не знаю. Я смотрел какую-то передачу, кажется, это был Киселёв. Она была наполнена фразами типа "слабоумный наймит американской военщины" - совсем не похоже на аналитику, а откровенная агитка в карикатурно-советском стиле.

"Всё время рыскать пультом по 150 каналам, конечно, можно"
А не надо рыскать постоянно - можно пробежаться один раз и зафиксировать (в памяти или на бумажке), что вот на этом канале - про зверюшек, а на этом - про свадьбы, уродов и свадьбы уродов.

"В остальном же, скажу иначе, психология человека - держаться каких-то констант."
Вот так люди и живут - в бесконечной череде одинаковых дней на пути к смерти с пьющими мужьями и нелюбимыми жёнами.
alek_morse From: alek_morse Date: February 12th, 2017 06:46 pm (UTC) (Link)
Фильмы про зверюшек не у всех заменяет желание быть в курсе политического ритма страны.

Насчёт аналитики. Лично у меня Дмитрий Киселёв признаков обожания не вызывает, иногда его реплики и стиль кажутся диковатыми, но на фоне того, о чём вещают политические деятели и обозреватели разных лагерей, особенно в фейсбуке - вполне смотрибелен.

Смотрю его программу иногда, скорее редко, чем часто. Сегодня как раз захватил вторую половину. И в финале очень достойный репортаж о родной Свердловской области. Я получил не только удовольствие от просмотра этого репортажа об опорном крае державы, но и нашёл подтверждение тому, что наш губернатор Куйвашев на хорошем счёту в Кремле. А это важно - в этом году у нас губернаторские выборы. Вот такого рода аналитику я тоже имею ввиду.
alek_morse From: alek_morse Date: February 12th, 2017 02:28 pm (UTC) (Link)
Я сейчас в третий раз перечитываю "оборонный" роман про ловлю шпионов в тылу. Написал его Джон Пристли в 1944 г. и называется "Затемнение в Грэтли". Там тоже "пятая колонна" и предатели. Лихо написано.
adzhaya From: adzhaya Date: February 13th, 2017 06:11 am (UTC) (Link)
Уроборос не советское изобретение:)
d_clarence From: d_clarence Date: February 18th, 2017 08:26 pm (UTC) (Link)
У Гайдара на ту же тему самая скучная и слабая повесть, имхо.
adzhaya From: adzhaya Date: February 18th, 2017 08:58 pm (UTC) (Link)
Если имеется в виду "Судьба барабанщика", то не соглашусь! Сюжет бредовый, но воспринимался как сгусток чистейшей психоделики на тему "во всём плохом только моя вина".
d_clarence From: d_clarence Date: February 18th, 2017 09:05 pm (UTC) (Link)
С этой точки зрения я его не читал ) Мне у Гайдара сами истории нравились. В детстве до дыр зачитывался "Дальние страны" - какая-то магия в повествовании была.
adzhaya From: adzhaya Date: February 18th, 2017 09:16 pm (UTC) (Link)
Не, не спец я по Гайдару. Остановилась на "Горячем камне" и "Голубой чашке", ну и, само собой, все подробности про моральный ренессанс Мишки Квакина живо интересовали:)
17 comments or Leave a comment