Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Библиотека закрыта", или Упражнение в нуаре и готике

УПЫРЬ. Россия, 1997. Реж. Сергей Винокуров. В ролях: Алексей Серебряков, Георгий Штиль и др.
В отрезанный рекой от всего мира провинциальный русский городок 1990-х прибывают два истребителя вампиров. Местный вор в законе вызвал их, чтобы уничтожить своего конкурента, таинственного Упыря, постепенно превращающего в вампиров всю местную братву, а заодно и мирное население...

"Упырь" значился у меня в списке "must see". В качестве образца русского жанрового кино 1990-х.
Несколько лет назад на одном из форумов pamupe_cc (он же sessil_b) оставил довольно положительный отзыв об "Упыре". Чтоб два раза не вставать, процитирую-ка я его целиком:

"Очень и очень интересный проект. ...в 97-ом году на студии Горького кто-то умный создал проект малобюджетного кино. Идея была совершенно верной, новое национальное киноискусство всегда вырастает из низкобюджетных трэш поделок под Запад, но потом режиссёры, научившись профессионально и оригинально снимать за копейки, дают всем прикурить. Тот же Гонконг чего стоит. В итоге на Горького собралась отличная, вполне интеллектуальная команда, перепевавшая нам Тарантино на язык родных осин. И «Упырь» - одно из самых удачных детищ проекта. Во-первых, очень и очень классный сценарий. Его на пару писали один из лучших молодых сценаристов в России Константин Мурзенко и талантливейший критик интеллектуал Сергей Добротворский, умерший вскоре после выхода фильма. В итоге в сценарии появились очень ироничные диалоги. Хотя бы трагичная история старого охотника на вампиров, который с болью говорит молодому о том, как убивал свою любимую, но заражённую кошку:)) Плюс очень необычная концепция вампиров: «Мы снимаем не совсем каноническое кино про вампиров, потому что все знают, что вампира надо убивать колом, отрезать ему голову, оберегаться от него чесноком и еще что-то. У нас вампир представляет собой скорее эфирное тело, мировое зло...» (из интервью с Сергеем Добротворским). Офигеннейший саундтрек группы Текилладжаззз. По большей части инструментальные версии песен с альбома Вирус, плюс две песни. И по настоящему страшный финал, где не только не понятно, но просто безразлично, кто выиграл, добро или зло. И то, и то проявило слишком абсолютную безжалостность. Минус – средняя игра актёров, хотя Серебрякову нечего особенно играть. Съёмка белыми ночами в Кронштадте сделала видеоряд довольно стильным, но в остальном режиссура не чувствуется. Режиссёра Сергея Винокурова потом звали снимать первый вариант Ночного Дозора. Он назвал его «Москва Вампирская» и, судя по всему, нагнал такой чернухи, сценарий по слухам Литвинова писала:), что его послали на йух и мы имеет то, что имеем... Вдобавок Упыря показали на фестивале Киношок, где он сильно испортил пищеварение жирным кинобонзам вроде Михалкова. Тот в лучших совковых традициях разгромил и «Упыря» и всех кто с ним связан, так проект и прикрыли. А жаль. Там была ещё пара неплохих поделок, псевдолинчевский «Змеиный Источник» <Николая Лебедева, 1997> вообще смахивал на первое русское джиало".

Однако другой классик моей френдленты, _dmt_, буквально на днях высказался об "Упыре" в экспрессивных выражениях, содержащих резко негативную оценку. Цитируя буквально: "Упырь" - это, конечно, настолько дикий трэш, что даже не смешно... ...какой-то совсем запредельный трэш. Больше на говоно похожий. Т.е. я тоже люблю трэш, но это досмотрел с большим трудом и даже смеяться не хотелось".

Чувствуя, что в стане молодых неформально мыслящих критиков назрел раскол, я произвела раскопки в глубинах своего дремучего тёткинского сознания и обнаружила, что при всей привлекательности стиля изложения pamupe_cc и при всей подкупающей прямоте _dmt_ моя точка зрения оказалась равноудалена от обеих предложенных концепций.

Вампир как идейно-эстетическая субстанция - это мне понравилось, врать не стану. Однако...
Ну то есть я считаю, что "Упырь" невыносимо гламурен. Хотя внешне это брутальное, минималистское, малобюджетное кино на суровые темы оскудения земли русской. Землю русскую, кстати, представлял Кронштадтский морской завод.

Ещё в связи с "Упырём" захотелось порассуждать о неонуаре, постнуаре и неоготике. Поскольку я весьма поверхностно разбираюсь и в том, и в другом, и в третьем, то мои рассуждения можно было бы считать законченными:)
Однако зуд нестерпим, и в нуаре ("чёрном кино" 1940-х - начала 1950-х) я всё-таки покопаюсь. Вот как выглядит мой сводный конспект признаков кино-нуара в сопоставлении с "Упырём".

1) Атмосфера упадка, безысходности. Фатализм, циничное равнодушие, взаимная отчуждённость. Что ж, всё русское кино 1990-х дышало одним воздухом с нуаром:)

2) Городской пейзаж 1920-1940-х гг. как стилевая доминанта. Это условие практически выполнено. Здания промышленной архитектуры, среди которых велись многочисленные натурные съёмки, отсылали прямо туда, в довоенные времена.

3) Помещение в центр повествования морально небезупречного героя с эгоистичной мотивацией, ведущего соответствующий внутренний монолог. Этот герой мало отличается от своего антагониста. С ума сойти, сходится всё, кроме внутреннего монолога. Под "эгоистичной мотивацией" я в данном случае имею в виду не предположительно двигающее героем мстительное чувство к убийце кого-то из близких, нет. Ведь суть личных причин вступить в схватку с Упырём в фильме не называется. Но в свете намёка сценариста на эфирную сущность вампира, и с учётом ненормальной тяги героя к курению (а это я восприняла как постоянно голодное состояние)... Рискую показаться катастрофической непонимайкой, но, по-моему, герой - сам такой же вампир, как и все, и хотел сразиться с тем отражением, которое сбежало из его зеркал.

4) Субъективизм действия, алогичность и второплановость детективной интриги, заменяемой на бег героя по лабиринтам собственного отчаяния. Нет, про "Упыря" так, пожалуй, не скажешь. Наследие экспрессионизма Винокуров использовал скорее в визуальном ряде. Эстетически "Упырю" близка неоготика...
 

 

 

5) Социально неблагополучная среда, для которой нормален предательский выстрел в спину взамен благородного поединка лицом к лицу. Это да, это есть. И коварное нападение со спины, и драки двое против одного.

Хм, компьютер бунтует. Продолжу в следующий раз:(


Tags: 1990-1999, вампиры в кино, криминала будни нелегки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments