Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Библиотека закрыта", или "Упырь" Винокурова. Ч.2

В предыдущий раз мне не удалось дописать пост об "Упыре" Сергея Винокурова (Россия, 1997). По причинам мистико-технического происхождения компьютер воспротивился долгому развитию темы. Попробую теперь развивать тему кусочками.
Итак, при сопоставлении "Упыря" с классической схемой фильмов направления "нуар" осталась без комментария такая важная характеристика нуара, как персонификация пороков общества в лице femme fatale - роковой женщины.
Женщина, ради которой персонажи готовы на поступки необдуманные, алогичные и имеющие роковые последствия, - такая женщина в "Упыре" имеется. Это дочь вора в законе в исполнении Людмилы Варфоломеевой (Куреповой).
 
Особенность данной femme в том, что fatale не она, а мужчины по отношению к ней. От девушки всем только добро и польза, и никакой благодарности.
По-моему именно это кардинально отличает "Упыря" от нуара, если брать только формальные признаки помимо художественного качества. 

Поэтому лишь одно обстоятельство мешает мне объявить "Упыря" представителем русского постнуара (но не неонуара, поскольку без femme fatale неонуар, имхо, немыслим).
Мешает то обстоятельство, что мне совершенно неизвестен русский нуар, если он вообще существовал хоть в какой-нибудь форме. Есть смутное подозрение, что загадочный фильм Владимира Скуйбина (1929-1963) "Жестокость" по повести Павла Нилина и с Георгием Юматовым в главной роли (СССР, 1959), - что именно "Жестокость", хотя бы и через "неназванное" и "необозначенное", могла бы быть сопоставлена с лучшими образцами классического нуара. "Жестокость" я видела года три-четыре назад, и её поразительная несоветскость, пронзительность, трагичность и одновременно жанровая уникальность памятны до сих пор. В принципе, надо бы посмотреть и три других фильма Скуйбина - "На графских развалинах" 1957, "Чудотворная" 1960 и "Суд" 1962. Аннотации к этим фильмам вкупе с впечатлением от "Жестокости" говорят о том, что жалеть не придётся.

"Упырь" имеет и отчётливый привкус постапокалиптического фильма. Помимо уже ранее упомянутой индустриальности пейзажа, здесь бросаются в глаза отсутствие прохожих и отсутствие имён у персонажей. Город после исхода женщин, детей и стариков.

Это какой-то разрушенный мир, среди развалин которого обитают вперемешку и последние выжившие люди, и новые жизнеспособные мутанты. Память о прошлом ими не руководит, в новом мире новые правила. Восстановление прошлой жизни не кажется возможным, - наверное, поэтому у них отняты их подлинные (прежние) имена.
Наличие "большого" нормального мира не оговаривается и берётся как некая условность, не подвергаемая прямому сомнению, но не принимаемая в расчёт. Не случайно героиня то пытается уехать из города на пароме, то возвращается к сходящему с ума отцу. Кстати, решение остаться она приняла после того, как впервые увидела главного героя.

Напоследок - портреты основных персонажей-мужчин. На единственную женщину мы уже полюбовались.

Герой, истребитель вампиров в исполнении Алексея Серебрякова:
 
 
 

Напарник героя. Незабываемый профиль Николая Лаврова.


Вор в законе, до последнего момента не терявший надежду остаться хозяином умирающего города. Актёр Игорь Шибанов.


Шестёрка вора в законе. Сергей Русскин играет существо, всегда стоящее низко в любой иерархии - что бандитской, что вампирской. Вот Русскин изображает момент принятия решения вступить в смертельный бой по личным мотивам. Не скажу, что в этих кадрах лицо и осанка его персонажа выражают бунт низкой твари.
 

Глядя в зеркало заднего вида, герой понял, что из троих приехавших с ним в машине мужчин один, не отразившийся в зеркале, - вампир. Толстяк с портфелем, по прозвищу Ушной; его специальность в банде кажется невероятной - пытки медицинскими инструментами через слуховые проходы. Актёр Вадим Лобанов.
 

В центре общественной жизни всегда находится какой-нибудь местный интеллигент. Но библиотека закрыта, и библиотекарю в исполнении Георгия Штиля приходится участвовать в делах, несвойственных для представителя мирной профессии.
 

Следствие ведёт актёр Владимир Богданов. Видеть его в усах мне было непривычно. А его персонажу пришлось привыкнуть к пребыванию в вечной тени.
 

Один из вампиров. Имя актёра не назову, но взгляд хорош, полон экспрессии.

 
Tags: 1990-1999, вампиры в кино, криминала будни нелегки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments