Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

О х/ф "Головой о стену" Фатиха Акина. Ругаюсь.

Головой о стену. Германия-Турция, 2004. Реж. и автор сценария Фатих Акин.
Германия наших дней. Упавший на дно жизни после кончины горячо любимой супруги турок-панк (!) 1960 г.р. получил настойчивое брачное предложение от турчанки 1983 г.р. Ему - бесплатная кухарка и домработница, ей - свобода от семейного надзора и много-много случайного секса со случайными приятелями. Оба получили то, что хотели, но потеряли много больше того, что приобрели.

Отличная операторская работа. Столкновение турецкого поп-фолка с матерным (надеюсь) немецким (надеюсь) роком или чем-то из того же музыкального ряда. Мелодраматическая составляющая соревнуется с эстетизированными чернушными эпизодами. Плюс сравнительно недавний реальный исторический факт - в одном из немецких городов местная турчанка была убита родственником за образ жизни, не подобающий мусульманке и позорящий семью.
Фильм смотрела с максимальной внимательностью. Оторваться и прекратить просмотр было затруднительно. Но в итоге - недовольство и чувство, что меня обманули.
Сценарист из Фатиха Акина... э... хреновый. Психологическая недостоверность зашкаливающая.

Например. Героиня строго следит, чтобы между ней и Героем не приключился интим. Объяснение - в случае интима их брак станет действителен и тогда им будет трудно развестись. Вас устраивает такое объяснение? Меня нет.
Господин Ф.Акин - мой ровесник. Человек совсем юный мог бы не подумать о бытовых мелочах, человек слишком зрелый мог бы быть циничен по отношению к зрителям (которые, действительно, схавали подобную чушь). Но как тридцатилетний сценарист может всерьёз полагать, что найдётся хоть один судья, который проглотит байку о престарелом панке и гулящей мамзели, сколотивших женско-мужской монастырь в малогабаритной квартирке? Или я одна на весь интернет такая недоверчивая попалась?
Нет моего зрительского доверия к таким способом объясняемому целомудрию взаимоотношений Героя и Героини - откуда возьмётся доверие хоть к чему-нибудь в такой истории?

Другой пример: если женатик подрался с одноразовым любовником своей жены - то это оттого, что навязчивый любовник из чувства мучительной ревности публично говорил о женщине всякие гадости.
Ага. Вот прям так оно всё и бывает. Один раз чуть ли не в общественном туалете отсношался с кривоносой лахудрой и теперь пережить не может, что у неё муж есть. Тонкость чувств, поразительная для завсегдатая ночных дискотек.
Не проще ли сценаристу было расписать эпизод так, каким он и был бы в реальности? Парень узнал, что вон тот одинокий хмырь за барной стойкой - законный муж девки, задаром обслужившей уже пол-Берлина... не смог сдержать весёлого смеха... В такое поверю. В тонкость чувств банального потаскуна - никогда.

Рылась в ЖЖ в поисках интересных отзывов на "Головой о стену". Интересных для себя не нашла. Подробных довольно много, положительные - вообще все. А таких, чтоб дать ссылку и считать своё мнение опосредованно высказанным, - таких нету. В смысле, отрицательных отзывов нету.
Чувствую себя ворчливой тёткой. Всем нравится, мне одной не нравится. С другой стороны, произошло то же, что и при просмотре "После работы" Мартина Скорсезе. Тщательно выстроено действо - а я не вижу под ним фундамента. Не верю, не сопереживаю, не сочувствую, жду подвоха, подсчитываю несостыковки.

В "Головой о стену" нарушены жанровые условности. История осталась бы романтической комедией даже с учётом малопохвальных сексуальных похождений юной турчанки. Но примерно посредине фильм оказывается сломан и вывернут наизнанку. Само по себе это могло бы мне понравиться, как понравилась построенная аналогичным образом "Японская история" Сью Брукс (Австралия, 2003).
Но история двух германо-турок сломана не тем, что называют "правдой жизни", и не трагической случайностью, разрушившей надежды героев на формирование их семейного союза, а чем-то таким, что я не могла бы охарактеризовать иначе, как идейная прихоть сценариста-режиссёра.

Попробую пояснить. Когда героиня поняла цену своей так называемой "свободы"... казалось, фильм выворачивает в русло серьёзной драмы. Добившись ПРАВА откликаться на призывы самцов, девушка получила своё ПРАВО уже в качестве ОБЯЗАННОСТИ. Агрессия не ждущих отказа подонков, привыкших к халявному сексу, естественным образом обрушивается на её мужа. Всё правильно, и всё справедливо, и всему легко веришь.

Но вот она остаётся вообще без мужниного "прикрытия". И дальше я ничегошеньки не понимаю. Юная особа, которая полугодом ранее не решалась уйти из дома из боязни психологически травмировать свою мать, - теперь она готова укатиться на все четыре стороны, о маме больше ни разу не вспомнив.

О всём последующем даже упоминать противно. Если в начале фильма Герой пытается прибегнуть к суициду по той причине, что сердце его мертво и пепел любви царапает селезёнку, то теперь Героиня - обещавшая, между прочим, дождаться выхода Героя из тюряги, куда он попал по её милости! - прибегает к суициду по той причине, что порхать счастливым мотыльком у неё здесь в Турции получается ещё хуже, чем там в Германии. Ну, то есть она вытерла ноги о Героя и вычеркнула его из своей жизни за здорово живёшь. Надоел.

Кульминация предсказуема: бурная ночь с опиумом в злачном месте, изнасилование в момент беспамятства, одинокое возвращение домой, встреча в тёмном переулке с пьяной компанией, женская агрессия в адрес похабников и драка с ними. Групповое изнасилование не случилось только потому, что Героине сразу разбили лицо и сломали рёбра. Кидаясь на трёх подвыпивших гопников так, словно это батальон эсэс в окровавленных гимнастёрках, она демонстрирует своё новое отношение к случайным связям - презрение и ненависть. Подумать только, какая нравственная революция! Не подозревала, что одновременное употребление алкоголя и наркотиков даёт внезапный эффект целомудрия. Я в плену стереотипов, оказывается. Мда. Ёрничать хочется меньше всего, но... я желала ей смерти, а искусанных и обруганных по матери мужиков было даже жаль.

И так до самого финала. Полное недоумение. Последняя встреча Героя и Героини - в свете вытирания ног одной о другого - представилась нестерпимо пафосной.
Фактически, Героиня Герою дала разок по старой дружбе, и всё. Прогрессивная молодая мать, печальная и высокодуховная, без макияжа. У Героя ожило его мёртвое сердце, у Героини омертвела её бешеная матка. Один из лучших фильмов о любви за последние годы по мнению зрителей, отписавшихся в ЖЖ. Тьфу.

Особенное моё неприятие вызвал, как ни странно, образ турчанки-родственницы. Наверное я чего-то не понимаю, но разве разведёная бизнес-леди в Турции позволит себе давать кров двоемужнице, подобранной буквально на задворках с ножевым ранением? Без мужа, всё время общаясь по работе с мужчинами... да бизнес-леди свою бы репутацию оберечь от пересудов, а тут такую шалаву опекает и прямо-таки источает доброжелательность в её адрес... Святая она, что ли, родственница эта турецкая.

Ну а в целом - прославленный в не самых узких кругах, увенчанный фестивальными призами представитель Diasporic Cinema. Так называют, если я правильно поняла, кинематографическое исследование специфических психологических и социальных проблем тех национальных меньшинств Европы, формирование которых явилось следствием её колониального прошлого и миграционной политики второй половины ХХ в. – кино о "европейской" жизни представителей тунисских, алжирских, ливанских, турецких и пр. диаспор, снятое в качестве “взгляда изнутри” режиссёрами, этнически происходящими из этих диаспор. Представители “диаспорного кино”: тунисец Карим Дриди («Бай-бай» 1995, «Ярость» 2003), иранец Хамид Нафиси, ливанец Юсеф Фарес («Давай! Давай!» 2000, «Зозо» 2005), турок Фатих Акин («Головой о стену» 2004, «На краю рая» 2007) и др.

Кстати, не смогла сегодня подобрать заголовок для своего поста.
"Манон в паноптикуме" - о, большинство зрителей примерно так и оценивают героиню, но больно много ей чести, имхо.
"Как завести себе мужа-подружку" - хороший слоган, но не может быть распространён на весь фильм целиком.
"Самба турецкого мотылька" (с аллюзией на песенку В.Меладзе, если кто не узнал) подошла бы отлично, но проиграла в мелодичности.
Пришлось сегодня побыть злой, но не оригинальной.
Tags: 2000-2009, иммигранты в кино, немецкое кино, психологический психологизм, свернулась кольцами раскрыла капюшон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments