Страница на Кинопоиск.ру, но там сейчас вообще нет аннотаций и рецензий.
Закончилась Вторая мировая. Ирландское террористическое подполье потихоньку собирается с силами для новых акций против
На их улице праздник. Из застенков только что освободился местный духовный лидер-боевик. Лет пять-шесть, проведённые им в одиночке, превратили парня в агорафоба, то бишь неврастеника, впадающего в полубессознательное состояние от страха перед открытым пространством. Втайне он мечтает вернуться в свою маленькую уютную камеру.
Раз есть лидер, значит нужно провернуть устрашающую акцию. Грабануть банк. Влюблённая девушка умоляет нашего героя отправить на дело кого-нибудь менее потрёпанного. Лучший друг умоляет о том же и выдвигает свою кандидатуру. Но нет, ни за что, и безнадёжный агорафоб упрямо корчит из себя крутого парня.
Весь какой есть, с приступами тошноты и головокружения, герой отправляется на смертельно опасное дело. Вот он, вот его пистолет, а вот охранник банка, который всего лишь выполняет свою работу. Понятно, дело добром не кончилось. Обидно, что не только для холостого террориста, но и для семейного охранника.
Герой был тяжело ранен, выпал из машины сообщников, и теперь по тихому болоту городской жизни бегут круги от бурной деятельности всех участников событий: полиция занята облавой, террористы ищут вывалившегося главаря наперегонки со влюблённой девушкой, главарь ищет куда приткнуться, случайные свидетели ищут куда применить информацию.
Постепенно криминальная драма приобретает черты фантасмагории. Лучший друг всё-таки проталкивает свою кандидатуру на передний фронт борьбы. Полицейский чин искренне сочувствует влюблённой бедняжке и предрекает нехорошие последствия. Вялые телодвижения террористов говорят о низкой мотивации к поискам. Обычные горожане упорно отказываются брать на себя ответственность за истекающего кровью убийцу, а творческая интеллигенция вообще надеется превратить умирающего в натуральный арт-объект.
Начиная с этого момента (когда бездарный придурок-художник чуть ли не силой удерживает у себя в студии раненого, чтобы запечатлеть гримасу агонии) фильм начал мне нравиться. Я поняла, что нелогичность эпизодов социально-политического свойства и неудачность эпизодов социальной критики объясняются... отсутствием таких эпизодов. Фильм не о террористах. Не о противостоянии революционной романтики мещанскому недоверию. Фильм об индивидуальном безумии, о хаосе сознания, о нелогичности страха и логичности его последствий.
Поэтому воспринимаю "Выбывшего из игры" как "окиновлённую" музыку. Конкретно - оперу. Трагическую. Сама структура фильма, последовательность эпизодов, - всё музыка, тяжеловесная, подавляющая, ненатурально звучащая, величественная. Опера-пеплум. В роли античного хора - сам кинозритель, ощущающий в себе проблески тех чувств, которые он НЕ ХОТЕЛ испытывать к этим раздражающим персонажам. Изматывающее кино, где сверхсодержание много больше содержания, а содержание много больше формы.