Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

О "Выбывшем из игры" Кэрола Рида

Выбывший из игры. Великобритания, 1947. Реж. Кэрол Рид.
Страница на Кинопоиск.ру, но там сейчас вообще нет аннотаций и рецензий.

Закончилась Вторая мировая. Ирландское террористическое подполье потихоньку собирается с силами для новых акций против царского режима королевской бюрократии. Или против чего-то ещё, из фильма особо не понять.
На их улице праздник. Из застенков только что освободился местный духовный лидер-боевик. Лет пять-шесть, проведённые им в одиночке, превратили парня в агорафоба, то бишь неврастеника, впадающего в полубессознательное состояние от страха перед открытым пространством. Втайне он мечтает вернуться в свою маленькую уютную камеру.
Раз есть лидер, значит нужно провернуть устрашающую акцию. Грабануть банк. Влюблённая девушка умоляет нашего героя отправить на дело кого-нибудь менее потрёпанного. Лучший друг умоляет о том же и выдвигает свою кандидатуру. Но нет, ни за что, и безнадёжный агорафоб упрямо корчит из себя крутого парня.
Весь какой есть, с приступами тошноты и головокружения, герой отправляется на смертельно опасное дело. Вот он, вот его пистолет, а вот охранник банка, который всего лишь выполняет свою работу. Понятно, дело добром не кончилось. Обидно, что не только для холостого террориста, но и для семейного охранника.

Герой был тяжело ранен, выпал из машины сообщников, и теперь по тихому болоту городской жизни бегут круги от бурной деятельности всех участников событий: полиция занята облавой, террористы ищут вывалившегося главаря наперегонки со влюблённой девушкой, главарь ищет куда приткнуться, случайные свидетели ищут куда применить информацию.
Постепенно криминальная драма приобретает черты фантасмагории. Лучший друг всё-таки проталкивает свою кандидатуру на передний фронт борьбы. Полицейский чин искренне сочувствует влюблённой бедняжке и предрекает нехорошие последствия. Вялые телодвижения террористов говорят о низкой мотивации к поискам. Обычные горожане упорно отказываются брать на себя ответственность за истекающего кровью убийцу, а творческая интеллигенция вообще надеется превратить умирающего в натуральный арт-объект.

Начиная с этого момента (когда бездарный придурок-художник чуть ли не силой удерживает у себя в студии раненого, чтобы запечатлеть гримасу агонии) фильм начал мне нравиться. Я поняла, что нелогичность эпизодов социально-политического свойства и неудачность эпизодов социальной критики объясняются... отсутствием таких эпизодов. Фильм не о террористах. Не о противостоянии революционной романтики мещанскому недоверию. Фильм об индивидуальном безумии, о хаосе сознания, о нелогичности страха и логичности его последствий.
Поэтому воспринимаю "Выбывшего из игры" как "окиновлённую" музыку. Конкретно - оперу. Трагическую. Сама структура фильма, последовательность эпизодов, - всё музыка, тяжеловесная, подавляющая, ненатурально звучащая, величественная. Опера-пеплум. В роли античного хора - сам кинозритель, ощущающий в себе проблески тех чувств, которые он НЕ ХОТЕЛ испытывать к этим раздражающим персонажам. Изматывающее кино, где сверхсодержание много больше содержания, а содержание много больше формы.
Tags: 1940-1949, криминала будни нелегки, психологический психологизм, терроризм в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments