Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Одинокий голос кинозрительницы

ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА: По мотивам прозы Андрея Платонова. Ленфильм, 1978-1987, цв. Реж. Александр Сокуров. Продолжительность 87 мин. Страница на Кинопоиск.ру

Поскольку речь идёт об экранизации прозы Платонова ("Река Потудань" и ещё что-то, забыла), то важно отметить - данное кино имеет сюжет. Демобилизованный со всех фронтов красноармеец Никита Фирсов не может прийти в себя и включиться в обыденную жизнь полусельской местности, поэтому от тоски и тяги к общению решается жениться на одиноко и голодно живущей интеллигентной студентке-медичке Любе Кузнецовой (не красавице, но очень приятной), однако их семейная жизнь сразу терпит крах, поскольку молодой муж не способен оправдать интимные надежды своей супруги.
Спят они вместе, но только в первом значении этого глагола. Далее всё грустно, потом трагично, потом они помирятся, но финал открытый.

Фильм-элегия. Сюжет в пересказе прозвучал пошловато, я понимаю, но тайна Сокурова (и Андрея Платонова, и сценариста Юрия Арабова, и оператора Сергея Юриздицкого) в том, как всё подано. Как снято, как смонтировано, насколько трудно или легко понять взаимосвязь сцен и кадров. Сюжет вьётся лёгким дымом над чередой медитативных звуко-зрительных образов природы.
Герой вошёл в кадр, герой вышел из кадра, камера всё ещё вглядывается в пыльную дорогу. Поэтическое кино в своём предельном развитии. Межсезонья, туманы, вечерняя полумгла, затенённые лица, сверчки, сверчки, сверчки... Как-то так. В финальных титрах - благодарность Андрею Тарковскому за участие в судьбе фильма.

Всё-таки надо очень хорошо знать и любить прозу Платонова, чтобы смириться с необязательностью сюжетной логики и отрешённостью реплик персонажей. То есть фильм мне, скорее, не понравился. Загадочный визуальный ряд, раз уж он столь загадочен, должен быть поддержан трогательной выразительностью расказанной истории. Да, здесь имеется трагедия человека, не повреждённого внешне (не имел ранений), но опустошённого войной изнутри (повторяющиеся кадры разделки туш). Но как мне считать эту трагедию выразительной, если я всё равно, вслед за Любой Кузнецовой, по-женски жалею печального импотента и до философских обобщений его физическую проблему доводить не готова? Диалоги персонажей о ценностном соотношении смерти и жизни не помогли мне сойти с невольно возникшей игривой волны.

И вот тут я готова вас удивить. Моё мнение - если бы нашёлся наглец, который взялся бы перемонтировать и доснять "Одинокий голос человека" на сюжет мистического триллера, то это был бы один из лучших триллеров за всю историю кинематографа. Если бы Сокуров, а не Масленников экранизировал "Собаку Баскервилей", это была бы небывало величественная история, леденящая кровь уже одним своим визуальным рядом.
Или всё дело в операторе?..

Tags: 1970-1979, арт-кино, малобюджетное кино, советское кино, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments