Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Черновик личного микро-манифеста о любви к кино

Одни фильмы щиплют за сердце и раздражают слёзные железы. Другие свивают в тугую спираль каждую извилину, какую нащупают под моей черепной крышкой. В итоге я становлюсь или ещё слезливей, или ещё злобней, чем есть. Но не становлюсь интересней для самой себя.

Поэтому ищу совсем иное кино. То, которое сделает прямой массаж души или хотя бы ткнёт в неё иголочкой.
Я очень забочусь о своей душе. Её надо питать вкусными, полезными впечатлениями. Ведь душа запомнит только те редкие мгновения, когда она была мне нужна.

Нравится, чтобы фильм эстетически беспокоил. Обычно это выражают глаголом "зацепить". Поэтому, при всём моём неприятии фильмов Дэвида Линча, вычёркивать его из каталога домашней видеотеки не тороплюсь. Пусть будет.

Нравится удивляться. И не нравится неприятно удивляться. Это как отношения с мужчиной. Скучно знать заранее, чего от него ждать, но должна быть уверена, что зла он не желает. Ингмар Бергман, всегда стопроцентно удачный выбор.

Да, Ингмар Бергман в кино - как Моцарт в музыке, никогда не подводит. Старинные польские комедии очаровательны (ах, "Гангстеры и филантропы" 1963 Гоффмана и Скужевского!). Предпочитаю узнавать что-то новенькое о том, за что можно людей любить, а не за что можно презирать. "Не может умереть прекрасная суть человеческая" (с) Важа Пшавела.

Нравится, чтобы в фильме была мораль. Конечно, не тот афоризм, которым украшают финал басни. Нравится, чтоб живая мораль кино убеждала меня, зрителя, в косности и ограниченности устаревшей нормативной морали. Либо в косности и ограниченности борцов с нормативной моралью:)) Если по итогам просмотра осталось твёрдое непонимание, зачем всё это было снято... оставшаяся голодной душа обижается.

Предпочитаю, чтобы фильм не был намоленной иконой. Захваленное кино изначально вызывает некоторую раздражённость. Нехорошо, когда тебя обязывают что-то любить. Особенно, если любовь и не возникла бы, останься эти фильмы "незамеченными шедеврами". Вуди Аллен, Андрей Тарковский, увы.

Степень художественной условности должна быть понятна. Вот здесь реалистично, а вот здесь - ну вы же знаете, условность жанра... Нет, не знаю. Я не утюг, чтоб переключаться на разные режимы.

Режиссёру фильма позволяется командовать сценаристом, художниками-декораторами, операторами, актёрами, хлопушкой и прочими заинтересованными лицами. Командовать мною ему не позволяется. Не позволяется упрощать меня путём упрощения мира. Весь мир "в чашечке цветка" - да, пожалуйста (не кино, поэтическая формула из Уильяма Блейка). Весь мир в диагональной линии - почему бы и нет (писала о такой линии в отзыве на  "Комедиантов" Ангелопулоса). Но весь мир в формулах тупой социальной агитации... нафиг. Например, недавняя новинка российского проката "Мы из будущего" - отвратительнейшая фальшивка, прямо-таки образец фальшивости. Мой злобный зрительский отзыв на это киночудо есть в этом журнале, обычно же я непонравившиеся фильмы просто пропускаю без упоминания. Вот насколько разозлилась!:)

Если о совершившем кражу или убийство герое требуется сожалеть потому, что непреодолима и пагубна красота дамы, науськавшей его на этот поступок, то я не прощу режиссёру, что он не посоветовался лично со мной при выборе мотива. Сильная половина может сколько угодно оправдывать свою моральную гибкость злонамеренностью слабой половины, но логика "я стал мерзавцем потому, что она блондинка" - из разряда моих неприятных удивлённостей. "Двойная страховка" Билли Уйлдера и "Леди из Шанхая" Орсона Уэллса... увы, увы.
Собственно, практически весь классический нуар с роковыми блондинками воспринимается мною как фальшь. Не мужчина становится подлецом потому, что к нему обратилась с неким предложением блондинка, а блондинка выбирает его потому, что он изначальный подлец. Не поверю, что всякий согражданин побежит за всякой мерзавкой, лишь бы поманила; бывают же мужчины, брезгливые к моральной гибкости. Тогда про что смотреть и кому сочувствовать?
Впрочем, я слишком мало видела нуаров и "околонуарного" кино. Вот, например, "Выбывший из игры" Кэрола Рида неожиданно понравился. Там герой делает подлую глупость сам. И не пытается свалить вину на подельников. Сам нагрешил, сам накаялся, сам настрадался, сам молодец:)

В связи с предыдущим абзацем. Вообще предпочитаю, чтобы предпосылка конфликта в фильме не казалась мне искусственной. Многих, например, не смущает мысль о том, что всё человечество могло согласиться на глубокий счастливый сон, как в "Матрице". А меня смущает. Я тоже человечество, но фиг бы меня уговорили попробовать наркотик счастья. Сгущёнка и колбаса твёрдого копчения - вот мои нравственно безопасные приоритеты:) То есть, я не вижу конфликта в "Матрице". Если там какая-то глубокая аллегория, не связанная с якобы повальным стремлением людей к наркотикам, то это фильм для интеллекта. Мне не подходит:)

Мученье смотреть фильм, основные персонажи которого - люди, неинтересные мне и в реальной жизни. "Историю обыкновенного безумия" Марко Феррери многие называют в числе фильмов, произведших неизгладимое впечатление. И это здорово. Значит, не дай бог потеряв уверенность в себе, всё равно буду знать, что на свете всегда сыщется десяток-сотня людей, которым я интересна, - если даже "История обыкновенного безумия" находит своих поклонников.

Жирным минусом кино может стать образ тупо визжащей женщины-пилы. Обычно так изображают жён и подружек героев-полицейских. Если она такая дура, то ЗАЧЕМ ОНА ЕМУ БЫЛА НУЖНА? Скажи мне, с кем ты живёшь, и я скажу, кто ты. У интересного мужчины не может быть тупая жена, это противоречие в определении. Пожалуй, эту мою претензию можно провести по графе "Режиссёру не позволяется командовать зрителем". Женщина может пилить нервы своему мужчине, но дайте же ей нормальное основание для этого! а не то, что он землю носом роет, разыскивая серийного убийцу девственниц!

Ненавижу скучный кастинг. Любую интригу, любой пафос можно убить невыразительной мордой бесталанного актёра, попавшего в фильм из каких-то сомнительных соображений. А если ещё и интрига строится на том, что этого персонажа кто-то обожает, ненавидит или вожделеет... тогда это просто провал. Возьмём для примера "Двойную кожу" Жерардо Вера (Испания, 1999), где у мятущегося гомосексуалиста интересная жена и харизматичный любовник Хавьер Бардем. Но сам герой настолько скучен внешне... тьфу на его страдания.

Не выношу, когда актёры красуются, как фотомодели, и гримасничают, как детсадовцы. Значит, знакомство с современным азиатским жанровым кинематографом мне если и прописано, то в крайне взвешенных дозах. Этот пункт можно объединить с пунктом "Степень художественной условности должна быть понятна".

Любимое кино от нелюбимого бывает легко отличить по завершению вот этой фразы: "Мне было всё равно, чем всё закончится..."
Фильм на 10 баллов - "...даже если глупостью, я готова была её простить". Фильм на 1 балл - "...но лучше бы их всех в кипятке сварили, хоть повеселилась бы".

Не люблю фильмы шаблонно-правильные, без шероховатостей или, наоборот, неожиданных прорывов в Высочайшее Искусство. Однажды мне ночью приснилась (!) фраза "Весь фильм злилась, что у этого режиссёра все фильмы одинаковые, а оказалось - там другой режиссёр":)) Стандартная голливудщина просто пугает, ведь деятели искусства не могут быть настолько скучными. Они там все мутанты? амёбы? их на ксероксе размножают? Одна девушка на форуме написала - не люблю, дескать, парадные фотопортреты на фоне занавески. Такие, знаете, с вылупленными глазами и вымученными улыбками. Я с ней совершенно согласна. Фото как на паспорт, на аккуратном фоне, - это и есть мой выстраданный стереотип современного голливудского фильма для массового зрителя. Бе.

Чёрно-белое - это не бесцветное. До тридцати лет я была твёрдо уверена, что "Золушка" с Яниной Жеймо - цветной фильм. Смотрела каждые год-два, и тем не менее! Да, вот так, не замечала.
Иногда фильм воспринимается несколько хуже от того, что он цветной. "Касабланку" видела всего один раз, и сразу в раскрашенной версии. Это ужас. Ужас, до чего не понравилось. Но фильм пока не тороплюсь винить. Купила диск с чёрно-белым изображением, дам "Касабланке" шанс. 

Испытываю личный интерес к фильмам о дауншифтинге (намеренном понижении социального статуса). Те, кто подобно мне окуклен сравнительным комфортом, всегда мечтают проснуться свободно летящей бабочкой:) Видела пока три таких фильма, о каждом написала пост.
"Человек без прошлого" Аки Каурисмяки (Финляндия, 2002) построен на том, что парни, кормящиеся у помоек, - тоже неплохие люди и с ними всегда можно договориться разумному человеку. Как-то сомнительно. Фильм, раздражающий слёзные железы.
"Франциск" Лилианы Кавани (Италия-ФРГ, 1989) противопоставляет непонятно что непонятно чему, поэтому в общине францисканцев власть очень быстро забирают идейные оппоненты основателя общины. Так средневековое кино-движение дауншифтеров с треском провалилось. Фильм, аппелирующий к интеллекту.
И только "Невероятно уменьшающийся человек" Джека Арнолда (США, 1957) ткнул в душу иголочкой. Герой фильма вместе со зрителем приходит к толстовскому выводу, что... как бы сформулировать... человек истинно ценен сам для себя, и внешние обстоятельства не могут умалить эту ценность.

P.S.: Это всего лишь моё сегодняшнее мнение. Завтра оно может измениться.
Tags: критика как практика, мемуары
Subscribe

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…