Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Пропавший без вести" Коста-Гавраса

ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ: Политическая и психологическая драма на основе реальных событий (поиск в Чили пропавшего без вести гражданина США Чарльза Хормана).
США, 1982. Реж. Коста-Гаврас. В главных ролях Джек Леммон и Сисси Спейсек.

Чили, 1973г., несколько дней террора, и вот потрясённая страна пытается прийти в себя под руководством утвердившейся у власти хунты. Из США прибыл пожилой протестант-позитивист, чтобы организовать поиски своего пропавшего сына. Парень с американским гражданством жил в Чили с женой, рисовал мультфильмы, работал в одной из местных газет, писал репортажи в вашингтонские газеты. В самый страшный день переворота пропал без вести.

Общаясь со свидетелями уличного кошмара, благополучный американец Эд Хортон добирается до правды, до тех пор очевидной всем, кроме него, - переворот в Чили инспирирован спецслужбами США, и его сын-журналист стал тому опасным свидетелем...

Джек Леммон играет упрямого старика, вбившего себе в голову, что сын вследствие неудачного брака попал под влияние бездельников и отрицателей основ. Общаясь с невесткой, свёкр постепенно меняет своё мнение и приходит к выводу, что новое хиппующее поколение чтит основы и не колеблет треножник государства, а вот само государство забыло, что оно создано для людей, а не наоборот. Леммон хорош. Это не тот игривый парень из комедии про двух невольных трансвеститов. Это занудный, душный старикан, настойчиво пытающийся разобраться в ситуации и в своих чувствах.

Коста-Гаврас, как мне показалось, не был вполне искреннен при воплощении этого сюжета. Упорное брюзжание старика по поводу образа жизни молодого поколения мне понятно. Но почему ни разу невестке не было предъявлено самое очевидно напрашивающееся обвинение - не родила ребёнка?
Ведь не обязательно включать в сценарий диалог о проблемах деторождения. Достаточно показать старика и овдовевшую молодую женщину на фоне чужих детей, и всё сразу будет этим выражено. Причём Коста-Гаврас не чужд прямой символике - например, по улице мчится преследуемый вооружённой солдатнёй испуганный белый конь. Фантасмагорическая сцена.

Да, уж что удалось на 5 баллов - так это апокалиптический кошмар на улицах Сантьяго и интерьеры того самого адского стадиона, где были расстреляны тысячи людей, включая президента Альенде поэта-певца Виктора Хара. Опустевший ночной город, валяющиеся трупы, неразграбленные магазины с прежними весёлыми витринами, редкие прохожие, пытающиеся перебежками добраться до спасительных дверей. Решительно рекомендую.

Кстати, есть прямая параллель с "Отелем "Руанда" Терри Джорджа 2004. Пятизвёздный отель переполнен иностранцами и местными беженцами, и только нежелание связываться с мировой общественностью удерживает осаждающих от того, чтобы перестрелять всех, кто подвернётся. Образ табуированного иностранного учреждения как своего рода хрупкой крепости в эпоху военных переворотов, - этот образ меня заинтересовал.
 
Tags: 1980-1989
Subscribe

  • Вперёд / Onward (США, 2020)

    Один то ли припанкованный, то ли прихиппованный молодой краевед-фольклорист, реконструктор утраченных оккультных практик, взялся помочь…

  • О своём, о девичьем

    Внимательно изучила на IMDb фотку товарища Rick Springfield, который в 12-м сезоне "Сверхъестественного" заявлен на роль товарища Lucifer. Вот сразу…

  • Текущее сериаловедение

    Сериальная неделя почти безупречна. "Сверхъестественное" твёрдо вышло на финишную прямую. Спойлер: Бог есть. Проклятье! я таки знала, кто он.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments