Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Не угомониться. Снова про трэш

Недавно случилась дискуссия о понятийном поле загадочного термина "трэш". Дискуссия велась на уровне настолько высокоинтеллектуальном, что в каждой её ветке внутри меня происходила расфокусировка уже на втором-третьем комментарии:) Моё любимое – про жирафов и про трэшсплотейшен.
По итогам дискуссии ведущими можно назвать две дефиниции.

Первая: трэш - это безбюджетная антихудожественная халтура заради срубить бабла. Вторая: трэш придумали злые люди, а так вообще он не существует, как не существует любая другая умозрительная абстракция, в том числе абстракция малобюджетной заради-бабловой антихудожественности.
На этом дискуссия себя исчерпала. А я продолжаю морщить лоб:)

"Когда б вы знали, из какого сора..." Никогда ещё строки Ахматовой не приобретали такую буквальность. Нудный мейнстрим, мечтательный авангард и вкрадчивый артхауз - никто нынче не брезгует приёмчиками трэш-фильмов.
Феноменология безбюджетной халтуры, вот бы прочесть мнение об этом настоящего искусствоведа! А пока приходится обходиться собственными измышлениями.</span>

1) Многие полагают особенностью трэша тошнотворный натурализм в сочетании с низким качеством технических средств его инсценировки. Я, скорее, противник такого формального подхода. Без тошнотворного натурализма не обойтись, например, в сцене "фашисты пытают партизана". Как минимум, синяки на лице понадобятся, разбитая губа и струйка крови изо рта. А если фильм чёрно-белый, то как узнать, живописны ли синяки партизана и нужной ли консистенции кровь струится из его гордо сжатого рта?

Я бы подошла к проблеме натурализма с другого бока. Трэшу присуща низкая степень художественной условности. Либо, наоборот, зашкаливающе высокая. То есть в трэше условность катастрофически несоразмерна конфликтам и коллизиям.

Самоуверенно-высокая степень условности может превратить фильм в посмешище. В микробюджетном фантастическом ужастике умница-оператор и умница-монтажер покажут актёра в костюме монстра так, что зрители сразу поймут, что блондинка визжит от ужаса перед Непонятным, Опасным и Загадочным. Если оператор и монтажер не умницы, а трэшевики, то блондинка завизжит при виде мужика, выряженного как чучело. Девушку трудно упрекнуть. Я бы тоже завизжала, хоть и не блондинка. Боюсь психов:)
Примеров завышенной условности в высокобюджетном кино тоже немало, Будь то женщина-вамп с дефектами наружности и победительный сердцеед, на которого без слёз не взглянешь, или компьютерный динозавр, от которого не падает тень, или герои, от пролога до финала познающие очередной секрет Полишинеля. Ничто из этого нельзя признать признаком стильности.</span>

В свою очередь, низкая - вплоть до нулевой - степень условности может обесценить творящееся на экране. Подлый жанр "снафф", апофеоз натурализма, авторы и потребители которого никогда не смогут быть приняты не только в приличном обществе, но даже и в лоне церкви, ибо и лоно церкви имеет свои санитарные кордоны, - этот жанр по определению "трэш". Тем не менее, даже подпольный порнофильм с настоящим или якобы настоящим изнасилованием может попасть в обычное кино. Там в него стрельнут из автоматического оружия, как Данила Багров в "Брате-2". Но это уже не трэш, а псевдодокументализм.

2) Драматургическая беспомощность - сочетание пошлости с занудством. В трэше не задействован интеллектуальный юмор. Совсем. Вообще. Потому что он требует вложения интеллекта, а трэшевик не может позволить себе такую роскошь. При этом физиологического юмора в трэш-фильмах вполне достаточно. Например, главный злодей запросто стукнется самым святым о самое твёрдое, как случается во множестве обычных боевиков с элементами комедии. Но никоим образом несчастье персонажа не будет обыграно иначе, чем простая ржака, к тому же тормозящая действие. Просто потому, что трэшевику-халтурщику не хватит фантазии и чувства меры, чтобы беспомощное состояние пострадавшего и его, согласитесь, законную обиду на судьбу использовать в целях движения сюжета.

3) Удручающая вторичность. Плагиат сюжетов и образов, заимствование чужого съёмочного материала.
Кто‑то брезгливо поморщится, а кто‑то заявит, что трэшу не чужд постмодернизм...

4) Арсенал средств удешевления кинопроизводства: списанные с чужих съёмочных площадок декорации, непрофессиональные актёры, съёмка с одного дубля, естественное освещение. Я про трэш пишу или про «Догму‑95»?:)

Tags: теория кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments