Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Жестокость" Владимира Скуйбина по книге Павла Нилина (1959)

Фильм с Георгием Юматовым и Борисом Андреевым в главных ролях.
Основное впечатление - в "Жестокости" очень много от нуара. И по форме, и по содержанию.
Поэтому, в отличие от сложившейся в кинокритике оценки любовной линии как маскирующей истинную проблематику, нахожу любовную линию Веньки и Юли важной, расставляющей необходимые акценты в политическом противостоянии правдолюбцев с конформистами.

Обнаружила в Инете мега-аннотацию на «Жестокость»: Криминальная драма о борьбе сотрудников уголовного розыска с бандитами в первые годы советской власти.
Ага, тогда «Золушка» - мелодрама о дворцовых интригах и борьбе кланов за влияние:)

1923г., уездный городишко на Ангаре. В окрестностях свирепствует банда атамана Воронцова. Комсомолец Венька Малышев (он в должности помощника начальника Угро по секретной оперативной части) проведёт две психологические дуэли. Одну с захваченным в плен членом банды Лазарем Баукиным, который может вывести оперативников на Воронцова, а вторую - со своим собственным начальником, повернувшим дело Баукина таким образом, что руки опускаются. Венька от имени Советской власти обещал бандитам помилование за выдачу Воронцова, однако губернским властям нужен показательный процесс, громкое дело... Налицо трагическое противостояние максималиста формирующейся репрессивной машине государства.
Но всё не так однозначно. Предательство тех, кто не скрывал своего лицемерия и казённого политиканства, - такое предательство горько, но наотмашь не бьёт. А вот если предала самая лучшая девушка на свете, которой верил больше, чем самому себе? ...стоит ли торопиться с решением?...

Обратить внимание на "Жестокость" стоит всем поклонникам психологических драм и ...нуара. Неповторимо нуарная атмосфера создана за счёт 1) мягкой черноты по краям кадра, 2) непременного образа femme fatale.
Зыбкая, колеблющаяся чернота таится в каждом углу кадра, обволакивает его края, затопляет его пространство... прокрадывается даже в любовные сцены... Венька Малышев хочет жить по правде, но нет кристальной ясности нигде вокруг него.

Вениамин Малышев, комсомолец, помощник начальника Уголовного розыска по секретной оперативной части (актёр Георгий Юматов). Человек добрый, справедливый, бережный к людям, не терпящий лжи и фальши. Мог бы стать выдающимся педагогом-психологом.


 


Закадровый рассказчик, лучший друг Веньки Малышева, сотрудник угрозыска, комсомолец(актёр Александр Суснин, известный мне ранее только по роли Ёжикова в "Максиме Перепелице"). Если Венька весь открыт, весь на поверхности, то его друг - натура меланхоличная, углублённая в себя, немного тугодум. Ему трудно даются формулировки, поэтому он аккуратен с ними. Но если что в голову втемяшилось - такой парень не отступит, как в том случае, когда он начал дразнить Юленьку обидными намёками на её мещанскую сущность. Рассказ о Веньке он начал неуверенно, но честно довёл до конца.



Отдельный шедевр - роль лесного бандита, а на самом деле справного мужика из батраков и георгиевского кавалера Лазаря Баукина в блистательном исполнении великого Бориса Андреева. Сидит в милицейской дежурке этакий мужичище в бородище, исподлобья на молодёжь зыркает и упрямо ворчит "Шенки! Вам казна жалованье платит, а вы шенки!" Вот прямо так, через Ш и произносит. О великий и могучий! Произнесёшь "щенки" одним образом - ругательство, а произнесёшь, диалектно изменив шипящий звук, - и вот уже как "сынками" назвал. По его собственному заявлению, Лазарь - именно тот мужик, без доверия которого Советской власти не устоять.



 

Начальник Уголовного розыска Ефрем Ефремович, чей кабинет обставлен роскошной буржуйской мебелью. Редкая для Николая Крючкова отрицательная роль.



Молодые сотрудники Угро в своём отношении к политике Начальника разделились. Персонаж Николая Погодина, честный парень-максималист, первым высказал в лицо руководству всё, что думает, а персонаж Алексея Коротюкова, безжалостный убийца и конформист, сразу проявил себя как более чем достойная смена Ефрему Ефремовичу.


Роковые женщины нуара бывают разными. Самый притягательный и одновременно опасный типаж - женщина, способная на глубокие чувства и всё же не оценившая искренность и глубину чувств героя. Роковую роль в судьбе Веньки сыграет красавица-комсомолка Юля Мальцева, чей образ воплотила Маргарита Жигунова. Похоже, девушка, действительно, "из бывших" или из мещан. Речь правильная, манеры интеллигентные. Выступила на комсомольском собрании в защиту справедливости.
Это первая и последняя роль Жигуновой в кино, так как творческой карьере актриса предпочла карьеру жены и матери. Звёзды балета Илзе и Андрис Лиепа - её дети.
Не только красота, но и принципиальность, честность, открытость комсомолки Юленьки сразили Веньку с первого взгляда. Любовь взаимна, видимых препятствий для счастья нет. Но... Именно на этой своей любви Венька споткнулся о собственные принципы. Быть честным. Отвечать за всё, что происходит вокруг тебя. И вот, возможно впервые в жизни, безупречный комсомолец Малышев вынужден признать, что жизнь по правде погубила его личное счастье, и виноваты в этом его собственные ошибки. А как трогательно начиналось признание в сути его беспокойства, с несвязного горячечного бреда "Юленька! подойди, не бойся... я люблю тебя... не надо, не надо никаких тезисов!..." Да, именно что "не бойся".




У Владимира Андреева яркая отрицательная роль собкорра губернской газеты Якова Узелкова. Такие узелковы создавали информационный фон 1920-х, нагнетали истерию и подхватывали любые человеконенавистнические лозунги. Ему не важна причина, чтобы раздавить человека. Люди-винтики - эта мифологема эпохи сочится именно с поганого языка Яшки Узелкова, единственного персонажа, которому Скуйбин не дал ни одного крупного плана. Максимум полусредние. Загадка ли это? В пустые бесстыжие глаза Узелкова так хочется... не заглянуть, а плюнуть. Но даже через кинокамеру нам не добраться до победительных мерзавцев с безупречной репутацией и пустозвонными лозунгами на устах. Чёртова правда жизни. Отличительная черта Узелкова - умение говорить лозунгами так одухотворённо, как-будто это личные выстраданные убеждения. При этом Узелкову не чужды элементы гламура и роскоши - он охотно посещает злачное место и гордится своей поездкой в Москву.
Скуйбин не дал Узелкову ни одного крупного плана! Поэтому вот два скриншота - Узелков пафосно обличает оступившегося комсомольца Егорова (актёр Игорь Пушкарев), ссылаясь на происки мирового империализма, и Узелков даёт понять Начальнику, что реляции в губернскую прессу будут в пользу Ефрема Ефремовича.
 

Атаман Константин Иванович Воронцов (актёр Аполлон Ячницкий) и его полюбовница Кланька Звягина (актриса Клавдия Хабарова)


Скуйбин очень тщательно продумал композицию сцен допросов, вернее доверительных бесед Веньки с Лазарем. Ни одного повторения.



В нэпманском ресторанчике, куда захаживают комсомольцы ради вкусных котлет и чистых скатертей, на стене висит произведение упадочного искусства - гражданка без одежды. В первом эпизоде в ресторане (камера снимает из зала) Венька сел к гражданке спиной. На скриншоте виден только нижний край рамы от картины с голой бабой. Во втором ресторанном эпизоде (камера снимает от стены) Венька сидит к непотребству лицом. Он так взвинчен, что ему всё равно.
 
Tags: 1950-1959, советская правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment