Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Валерия и неделя чудес" (Чехия: Баррандов, 1969, цв., 73 мин., реж. Яромил Йиреш)

Поэтично, скандально. Тринадцатилетняя девочка в мире интимных страхов и чувственных фантазий на пороге взросления.
Оставила вот тут тот же отзыв со скриншотами.

В главной роли Ярослава Шаллерова.
Не ожидала, что моё знакомство с сюрреалистической фантазией Яромила Йиреша "Валерия и неделя чудес" совпадёт с таким "информационным поводом" как разгар скандала с арестом Романа Полански (Поляньски) в Швейцарии по делу о растлении тринадцатилетней девочки. Ну уж так получилось. Я не нарочно.

Сюрреалистическая мистико-вампирская притча "Валерия и неделя чудес" - экранизация романа классика чешской поэзии Витезслава Незвала (сценарий Яромила Йиреша и Эстер Крумбаховой). Тринадцатилетняя Валерия живёт в большом доме со своей странно молодой бабушкой и каждый день слышит, что должна вести себя правильно, потому что её отец - епископ. Вполне взрослый молодой человек по имени Орлик опутывает Валерию сетью просьб и признаний. Только Орлик может спасти Валерию от домогательств противного проповедника с жуткими зубами, который, кажется, приходится девочке родным дедушкой. И вдруг выясняется, что у епископа был ещё старший ребёнок - мальчик по имени Орлик.

Получается, в основу фильма легла проза выдающегося поэта, и этим многое сказано. Визуально изощрённый, лёгкий, полный чувственного томления фильм о первых (пока ещё воображаемых) сексуальных переживаниях взрослеющей девочки, воспитанной в викторианской обстановке.
Валерия ещё не знает наверняка, что это за зверь такой, взрослая жизнь. Она живёт в мире своих фантазий, наедине с тайными импульсами и страхами. Образы реальности ежеминутно проходят сквозь хрупкую стену по-детски самоизолированного сознания и искажаются вплоть до безумной фантасмагории.
Христианский грех, одиночество, подсмотренное издалека соитие, страх кровосмешения и изнасилования, познание собственного тела, свежая девичья прелесть, игра в любовь с первым "настоящим" поклонником... Юная Валерия путешествует по закоулкам своих путаных мыслей, как Фандо в фильме А.Ходоровского ("Фандо и Лиз", 1968) путешествовал по глубинам своих сексуальных комплексов.

Бросается в глаза, что в финале Валерия впервые чувствует себя уверенно. В мире фантазий девчонка закалилась - отбилась от страхов и перестала считать свою наивность несовершенством.
Tags: 1960-1969, вампиры в кино, потёмки нежного детства, сюрреализм, цветения пора, эротика в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments