Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Посетитель музея (Ленфильм, 1989, реж. и сценарист Константин Лопушанский.)

Этот же пост на форуме Винтаж синема с небольшими скриншотами

Философская постапокалиптика
В ролях: Виктор Михайлов, Вера Майорова, Вадим Лобанов, Ирина Ракшина и др.

Не могу назвать ни одной причины, почему досмотрела "Посетителя музея" до самого финала.
Красоты зрелища, вроде, особой нет.
Персонажи малосимпатичные, да и актёры не секс-символы.
Очень много текста, и надо разбираться хотя бы в Новом Завете.
Да, кино определённо не для меня
Но сюжетная идея богатая. Намного богаче, имхо, чем получился фильм. Вот ради этой идеи и смотрела.

Общество после экологической катастрофы. Уровень мирового океана резко поднялся. Побережья превращены в бесконечные холмы гниющего мусора. Человечество разделилось на "нормальных" и "дебилов" (аутистов). Нормальные предаются случайному сексу, семейным ссорам и мечтам о лучшей доле вперемешку с обсуждениями, как лучше использовать дебилов.
Дебилы живут в резервации, по-христиански монашествуют, учат молитву "Выпусти меня отсюда!" и отчаянно ждут своего... нет, не того мессию, который даст им новую жизнь, а мессию загробного царства - Последнего Просителя, который попросит за них у Бога о благой смерти. Жить дебилы не хотят.
По местной легенде, Последнего Просителя легко узнать, ибо в его душе нет иных чувств, кроме тоски.

Раз в год море отступает на семь дней. За этот срок, по легенде, смельчак может дойти до таинственного Музея на дне моря, познать там тайны прошлого и вернуться обратно. Городские экстремалы ежегодно пытаются штурмовать пустынное морское дно, но никто не слыхал о счастливцах, увидевших Музей и добравшихся до берега до приливной волны.
Героя данной истории мрачная слава Музея отпугивает и в то же время манит. Вот он и хочет попробовать свои силы.


Дебилы уверены, что как раз с холма рядом с Музеем и можно докричаться до Бога, вот только дойти до того холма им не позволяет физическая немощь. Поэтому в каждом "нормальном" туристе они надеются обрести своего Спасителя, в честь которого в день праздника Горящих Веточек готовы провести грандиозную литургию с причащением и благословить на духовный подвиг.


Разумеется, заезжий экстремал-интеллектуал заразится идеями мессианства и самонадеянно отправится требовать у Природы счастья для невинных. На священном холме с ним случится именно то, что должно было случиться с человеком, убедившим себя в том, что в его сердце не осталось чувств.

Сравнений со "Сталкером" Андрея Тарковского не избежать:
- легенда о месте, куда путь смертельно опасен, зато сбывается сокровенное желание;
- замусоренная и затопленная Земля;
- герой в состоянии гипер-рефлексии, словно желающий надкусить все яблоки эдемского сада;
- много пафосных монологов;
- многочисленные библейские аллюзии.

Двухчасовое депрессивное зрелище. В фильме задействованы в качестве массовки настоящие аутисты. Есть небольшая доля эротики и обнаженки.
В целом, кино для самых вдумчивых. Вдумчивых и усидчивых. Усидчивых и неприхотливых:)
Tags: 1980-1989, арт-кино, дух духовности духовитый, постапокалиптика, советское кино
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Смотришь киностаринки, ловишь лайфхаки

    В 1986 году кривые дорожки Всепожирающей Лю заставили Мика Данди переехать из австралийского буша в славный град Нью-Йорк. Опрометчивый шаг, да, там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments