Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Планета бурь Клушанцева

Спешу дать ссылку на свой многомудрый пост о полулегендарной "Планете бурь" Павла Клушанцева 1962г.
Наверняка сделала массу фактических ошибок, зато не поленилась разместить скриншоты.

Ниже текст поста без иллюстраций:

На Венеру отправлена совместная советско-американская научная экспедиция. Соединённые Штаты представляют Аллан Керн, учёный с капиталистическим образом мыслей, и робот Джон, интеллектуально-бездушное дитя технического прогресса. Если я правильно интерпретирую, эта пара визуально сопоставлена.

Капиталистический хищник циничен, недоверчив и поглощён собственным "рацио". Он - единственный персонаж в фильме, открыто заботящийся о себе (делает упражнения на тренажёре).

Советские специалисты, наоборот, альтруистичны, самоотверженны и лишены внутренних противоречий в области нравственного выбора. Те смелые подвиги, которые Керну даются с трудом, через рефлексию, они совершают легко и без сомнений. Среди русских коллег американцу неожиданно для него самого представилась возможность отогреться душой и внутренне расслабиться.

Между участниками экспедиции разыгрываются большие и маленькие драмы, противостояние двух взглядов на мир - доброжелательного любопытства русских и оценивающей насмешки американца. Керн высказывается в пользу недалёкости женского ума, а также пропагандирует замену ненадёжного человека надёжной машиной. Действуя на пару с Щербой, иностранец убеждается в искажённости своих мизантропических представлений о людях.

Основной сюжет составляет путешествие навстречу друг другу двух групп землян по сейсмоопасному участку Венеры длиной 32 км.
Тем временем, потерявшая с ними связь Маша на околовенерианской орбите вынуждена принять самостоятельное решение о своих дальнейших действиях. В момент смертельной опасности для коллег она переживает мучительный внутренний конфликт из-за необходимости нарушить научную логику экспедиции.

Помимо нравственных коллизий, "Планета бурь" не чужда и тонкого лиризма. Иван Щерба сам себе вынужден признаться, что влюблён в Машу. Как Керн - единственный, кто предстал перед зрителями в момент ухода за собой, так Щерба - единственный, кого зрители увидят в интимной обстановке спальни, с голыми руками.

Целеустремлённый исследователь Алёша - чрезвычайно романтичен и открыт всему прекрасному и доброму. Он воображает красавицу-венерианку, всё время надеется её увидеть и окончательно влюбляется в придуманный образ.

Пищу для фантазии Алёше подкидывает сама планета Венера, на которой встречаются произведения инопланетного искусства.

Мифическая венерианка... она существует!
...и даже старается спасти жизнь космических гостей. Правда, мы её не увидим, только отражение в воде.

А что мы увидим - так это множество спецэффектов. В том числе восхитительный вездеход на воздушной подушке. Наверное, это очень простой спецэффект, но как вездеход может плавно перемещаться в кадре не касаясь земли, я так и не поняла.

Русские исследователи с энтузиазмом собирают образцы живой и неживой природы Венеры, но не путём отстрела зверюшек и изуродывания природных красот.
Всё, что я ранее написала о "Путешествии в начало времён" Карела Земана, можно отнести и к фильму Павла Клушанцева. Здесь каждым кадром воспето бережное отношение и любовь к Природе в любом акте личного и научного познания. Хотя с прямоходящими болотными ящерицами Ивану Щербе и Аллану Керну пришлось сразиться отнюдь не по-вегетариански... и матом настырных ящерок Щерба не покрыл только из соображений цензуры:)

Землян на Венере окружают разнообразные горные и морские пейзажи, с аккуратно изготовленными и помещёнными в кадр образцами местной фауны и флоры. В 1965г. на экраны вышла "Планета вампиров" Марио Бавы, там нет такого внимания к мелким деталям переднего плана, хотя работа художника-постановщика тоже впечатляет.
Особенно хорош получился в "Планете бурь" здоровенный плотоядный цветик-семицветик, выполняющий только свои желания:) Алёша чуть не попал семицветику на обед.

Среди актёров - такая знаменитость, как Георгий Жжёнов в роли инженера Боброва.
Актёр Владимир Емельянов, исполнивший роль командира экспедиции Вершинина, является одним из режиссёров "Планеты бурь".

Здоровый скепсис инженера Боброва даёт повод Вершинину сформулировать перспективы научного познания тайн живой, разумной Вселенной. Вершинин внятно и просто озвучил для советских кинозрителей высказанные в повести Казанцева... доказательства посещения Земли высокоразумными инопланетянами.
Если проза Казанцева оставалась скорее личной фантазией автора, то вышедшее под маркой Леннаучфильма кино со списком научных консультантов придавало полёту авторской мысли солидный вес. И придаёт по сей день, имхо.

Вспомним, что 1960-е - это знаменитое время "физиков и лириков". Самые востребованные ниши культурной жизни СССР - лирическую поэзию, авторскую песню, авторское телевидение - занимали выпускники технических вузов. Технарь в кино стал персонажем с душой романтика, сердцем воина, воображением и литературным даром поэта.

Важный аспект, на котором также стоит заострить внимание, - соотношение новаторства и консерватизма в научном коллективе. Самые смелые гипотезы о посещении Земли представителями разумных форм жизни высказывает не тот участник проекта, который наиболее молод, а тот, который наиболее компетентен, т.е. пожилой командир. Конфликта старого и нового, конфликта поколений здесь нет вообще. Мудрая старость очерчивает перед восторженной юностью грандиозные перспективы развития.
Это тот самый жюльверновский дух, о котором легко упоминать, но трудно понять, что же именно он означает. Та самая преемственность поколений, гармония отношений, целостность разумных традиций.

Эту гармонию фантаст Александр Казанцев, а вслед за ним и режиссёр Павел Клушанцев, хотели видеть в своей реальности, в окружающем обыденном мире. Так что не случайно время действия фильма сообразно времени съёмок.
Наверное, по этой причине кино-фантастика Клушанцева не идёт по пути предвидения недостижимых и пока непрогнозируемых форм технического дизайна и технических чудес. Так, каждый космический корабль имеет классическую форму ракеты, невелик, внутри тесен, поэтому экипаж состоит всего из трёх человек.

Личный бонус: Мне было особенно любопытно увидеть в действии аккуратный, внешне привлекательный бобинный магнитофон (если я правильно употребила слово "бобинный".
Tags: 1960-1969, анимация, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments