Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Новое обозрение, вместо текущих итогов

Кто хочет убить Джесси?, Чёрная Пасть, Правила игры, Уроки монтажа, Сад, Да здравствует Мексика!, Самая печальная музыка на свете, Рассвет мертвецов, День мертвецов, Земля мертвецов, Ад каннибалов.

Ворличек Вацлав. Кто хочет убить Джесси? Чехия, 1966, ч/б. Комедийное столкновение sci-fi с ожившими персонажами комикса - злым суперменом, его помощником злым ковбоем и фигуристой блондинкой Джесси, за которой первые двое гоняются, чтобы вырвать из мужественной девушки тайну гравитационных перчаток. Стоило комиксу ворваться в жизнь обычных пражан, как пражане принялись активно участвовать в развитии сюжета комикса... Впервые на экране женщина науки, не боящаяся требовать... много-много секса:) Вы думаете, я это написала про Джесси? А вот и нет! Это про доктора наук из научного института. Дама предпенсионного возраста изучает проблему кошмарных снов. Разработанная ею методика позволяет увидеть чужой сон и внести в него необходимые коррективы. Но куда деваются пугала из откорректированного сна? Героиня поняла это, только попытавшись выгнать Джесси из сна своего мужа... Финал комедии разительно отличается от канона семейных мелодрам:))

Разумный Александр. Черная Пасть. СССР, 1935, ч/б. Сюжет строится вокруг борьбы за пресную воду в пустынных областях Средней Азии возле Арала. Есть любопытные моменты (этнические зарисовки симпатичны), но в целом фильм забыт вполне заслуженно. Недоумение вызвала резкая смена характера конфликта: то выживание "белых" пришельцев, брошенных в гибельном месте, то неумение человека науки вникать в пульс живой действительности, с происками подкулачников на периферии сюжета. Чувствуется также недостаток глубины кадра, изображение часто выглядит безвоздушным, плоским. Тема "единственная женщина в мужском коллективе" никак не обыграна. Когда мой личный опыт скажет, что игнорирование конфликта полов - это жизненный мотив, только тогда поверю в оправданность такого игнорирования.

Ренуар Жан. Правила игры. Франция, 1939. Ждала чего-то необыкновенного. Второе место в списке тысячи лучших фильмов столетия по не помню какой сводной версии профессиональной прессы. Теперь ничего не понимаю. Даже сюжет описать не смогла бы, потому что он кажется в принципе нелепым. Одно то, что сразу трое или четверо мужчин влюблены в неуклюжую сутулую дылду с бесцветными ресницами... На обложке диска комментарий "О том, что происходит с простодушным человеком, втянутым в чужую игру и попытавшимся сломать её жесткие правила. О том, что класс, будь то буржуазия или аристократия, почувствовав угрозу извне, сплачивается в зверином оскале и устраивает искупительное жертвоприношение". Там ещё много чего написано мелким шрифтом. В том числе, что "Правила игры" предвосхитили утончённую сложность современного кино. Не стала проверять, какого года это заявление про утончённую сложность. Мне просто никогда не понять профессиональных критиков.

Чубасов В. С.М.Эйзенштейн. Уроки монтажа: Учебный фильм. СССР, 1991. Худ. рук. И.И.Романовский. Чтец - Анатолий Борсюк. Текст Эйзенштейна, а видеоряд по вкусу авторов учебного фильма. Разъяснены особенности монтажа метрического, ритмического, тонального, обертонного, интеллектального. Разъяснены в том числе на примерах из фильмов других режиссёров и без использования "Ивана Грозного". Понравилось выражение "чередование сюжетно-сообразованных действий", не понравилось - "по линии кинетического ряда". Очень здорово сделан разбор произведения живописи (знаменитый портрет М.Н.Ермоловой кисти Валентина Серова) с точки зрения кинематографических планов и точек съёмки. А вот про монтаж я вообще ничего не поняла:)

Джармен Дерек. Сад. Великобритания, 1990. Тильда Суинтон - жёсткая по характеру дева Мария, не смирившаяся с судьбой, а парочка голубых любовников пройдёт весь путь Спасителя, но не в том порядке, как описано в Евангелии. Я правильно поняла, визуально это что-то вроде видеоинсталляции? Ничего не воспринимаю из прогрессивного арта.

Эйзенштейн Сергей. Да здравствует Мексика! СССР-США, 1931. Не буду оригинальничать, конечно же наибольший интерес вызвали наиболее понятные и эффектные эпизоды с гневом и восстанием крестьян-индейцев против креолов-угнетателей. Плюс поразительный образ образованной модной барышни, охотно участвующей в смертельной (вооружённой) облаве на трёх крестьян. Так совпало, что фильм посмотрела утром той же субботы, когда по ТВ шёл сеанс спагетти-вестерна "За пригоршню динамита". Выключила после 30 минут показа, и теперь спагетти про Мексику вряд ли смогу смотреть.

Мэддин Гай. Самая печальная музыка на свете. Канада, 2003. Визуально изысканное зрелище, со стилизацией под ранний кинематограф. Два брата переносят юношеское соревнование характеров в плоскость музыкального конкурса. В мире, сходящем с ума от Великой Депрессии, только влюблённый безумец смог избавиться от своих наваждений и вернуть душевную гармонию. Через месяц после просмотра осталось не так много воспоминаний об этом фильме. Но что-то осталось. Уже неплохо.

Джексон Питер. В плохом вкусе: Чёрная gore-комедия. Новая Зеландия, 1988. Наделала массу скриншотов, готовлю отдельный текст.
 
Ромеро Джордж А. Рассвет мертвецов. США-Италия, 1978; День мертвецов. США, 1985; Земля мертвецов. США-Канада-Франция, 2005. Был такой словацкий драматург Ян Халупка. У него в 1830г. вышла пьеса "Коцурково", где автор просто воспроизвёл комедийные типажи из реальной жизни. Бешеный успех, начало словацкого национального театра. Но больше Халупка не смог создать ни одной хорошей пьесы, как ни пытался. Потому что захотел быть не только забавным, но и умным. Его пьесы стали тяжеловесными, с многословной моралью. В "Рассвете мертвецов" Ромеро преподнёс мораль больше через визуальный ряд, и это смотрелось хорошо, потому что кинематографично. А в "Дне мертвецов" мораль полилась словесным потоком, а про кино все чуть забыли. Отлично понимаю, почему "День мертвецов" не собрал хорошей кассы. А уж "Землю мертвецов" 2005г., подытожившую тетралогию, и говорить не хочется. Она так далека от "Ночи живых мертвецов" 1968г., так натужно логична в "чередовании сюжетно-сообразованных действий"...

Деодато Руджеро. Ад каннибалов. Италия, 1980. </span>В джунгли Амазонии прибыла экспедиция с целью выяснить судьбу четырёх молодых кинодокументалистов, ушедших снимать фильм о настоящих каннибалах. Найденные у индейцев киноплёнки расскажут правду о съёмочных буднях представителей цивилизованного мира.
Запуганная рассказами рецензентов о бессмысленной кровавости "Ада каннибалов", ожидала мега-ужасов. Потрошение! Групповые изнасилования! Пытки! Всё подробно!
Действительно, чувство потрясённости фильм вызывает, но именно той потрясённости, которую и задумывал Деодато, - шок от невменяемой мерзости наглых белых мажоров, прущих как танки через чужие жизни. Экстремалы чёртовы.
А каннибалы что? Крошки-лилипуты, испуганно жмущиеся в шалаше, когда горе-кинематографисты подожгли его, чтобы снять "документальную" сцену нападения одного племени на другое. Туземная девчонка, изнасилованная в липкой грязи хохочущими деятелями киноправды.
Tags: 1930-1939, 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, арт-кино, зомби в кино, комедии, монтаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments