Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Укрощение строптивой", спектакль по пьесе У.Шекспира, реж. В.Кустов

Хочется начать официально:
Ольга Сухомлина, одна из красивейших актрис Петербурга...



...и просто классная девчонка
вместе с коллективом антрепризы "Новый творческий союз" без устали шлифует образ златокудрого ангелочка Бьянки, без которой "Укрощение строптивой" лишается многомерности и доли комизма.
Бьянка в исполнении Ольги - расчётливая манипуляторша, часто неудачливая, но настойчивая и не менее сильная духом, чем её прославленная старшая сестра.


Спектакль "Укрощение строптивой" первоначально срежиссировал для "Новой творческой инициативы" Кирилл Датешидзе. В 2007г. упор делался на противостоянии бродячей труппы самодурству феодалов, в чьём замке дан спектакль о приключениях доброй и злой сестёр. В финале разгневанная пренебрежительными репликами пьяного зрителя актриса устраивала настоящую истерику, требуя от актёра-мужа проявить ту же властность и победительность, которые он только что демонстрировал в образе Петруччо.

Не стану утверждать, что мне не нравился такой вариант. Но ведение внутри спектакля одновременно нескольких линий (- игра феодала против пьяницы, в шутку объявленного владельцем замка; - игра зарвавшегося пьяницы против актрисы-Бьянки; - конфликт между ведущей актрисой и её мужем, наслаивающийся на линию Катарины и Петруччо; - и собственно история про кроткую Бьянку и строптивую Катарину)... такой слоёный пирог оказывался чрезмерно тяжёлым блюдом для зрителей, шедших увидеть что-то вроде с детства знакомой истории с Людмилой Касаткиной или Элизабет Тейлор.

Достаточно сказать, что в первоначальной версии спектакля так и не звучал целиком знаменитый финальный монолог Катарины о покорности мужу... Уж что-то, а этот монолог российский зритель без борьбы не отдаст!

В нынешней версии спектакля оставлена только линия Катарины-Петруччо-Бьянки-Люченцио. Тема отношений власти и искусства отправлена туда, где ей самое место, - в область возвышенной драмы. В пятницу 16 октября 2009г. "Укрощение строптивой" предстало жизнерадостной комедией об искусстве добиваться счастья.

Нельзя не заметить при этом, что не все подходящие сцены прежнего спектакля вошли в новую версию, где режиссёром-постановщиком является Владимир Кустов. Раньше первое появление Бьянки и Катарины увенчивалось звучной пощёчиной, которую Катарина отвешивала сестре ни за что ни про что, просто от злости. При этом Бьянка выглядела третируемой бедняжкой, избитой за пару шелковых лент, а Катарина - девушкой, чьи гормональные взрывы достойны лучшего применения.

Нынешняя версия более справедлива к обеим сёстрам. Катарина больше не выглядит бессмысленной и беспощадной, как русский бунт, а Бьянка избавилась от ходульной благостности. Две грани женственности эволюционируют в сёстрах параллельно, но в обратном порядке.

Лукавое кокетство, невинная доступность... всегда ли они означают стремление девушки принадлежать мужчине, или это только проба коготков на очередной толстой шкуре? Один взмах ресниц - и избалованный юноша сам не свой от желания протянуть руки к красивой игрушке. Из всех поклонников коварная красавица выбрала самого просчитываемого и предсказуемого. Так тайное презрение Бьянки (Ольга Сухомлина) к поработителям-мужчинам вырывается на свободу и находит опору в стихийном феминизме влюблённого дурачка Люченцио (Егор Архипов). Позволить такому что-нибудь поинтересней поцелуя в щёчку - и нижний мозг сам швырнёт его к алтарю. В результате, вместо сочувствующей жены-любовницы Люченцио получит авторитарную жену-мать.




Конечно, многомудрый слуга Транио (Юрий Ковшов) мог бы предупредить о тайне женского своеволия своего не в меру влюбчивого господина Люченцио. Но какой в этом смысл? Если Люченцио склонен терять голову при виде юбок, то пусть лучше это случится под надзором заботливого слуги... который не забудет и сам извлечь личную выгоду из затеи с переодеванием.



В отличие от Люченцио, подбирающего жену под трафарет идеала, Петруччо (Валерий Ошомков), аки Пигмалион дерзящий, готов сотворить идеал из подручного материала. О нет, он не равнодушен к будущей супруге. С первого взгляда оценив её выдающиеся бойцовские качества, напористый наглец Петруччо ведёт игру на поле противника и выигрывает всухую. Как манипулятор он даже талантливей Бьянки, потому что ему управлять эмоциями Катарины намного труднее, чем Бьянке управлять нижним мозгом Люченцио.
 
 

Под натиском хитреца Петруччо все козыри высыпаются из широких рукавов Катарины (Наталья Александрова), и из бешеной эмансипе она превращается в женщину, эмоционально зависимую от своего повелителя. Изначально настроенная на роль жены-матери, крикливая селф-мейд-вумен приобретает вкус к сладкой участи жены-любовницы, средоточия женской податливости. В скобках замечу, мне немного жаль, что режиссёр исключил из первого свидания Катарины и Петруччо их зажигательное танго.


Два включившихся в интригу поклонника Бьянки - старикашка Гремио (Роман Колпаков) и суровый простак Гортензио (Владимир Соснин) - продуманы так, чтобы максимально отличаться друг от друга.
Гремио - гротескный старичок, одетый с большой претензией, семенящий на полусогнутых и взбадриваемый ударами кошеля с деньгами по чувствительной части тела. Роман Колпаков обладает даром сочетать нарочитое шамканье с прекрасной дикцией:)


Усатый стратег Гортензио, с его атлетическими пропорциями, меньше всего похож на модника и фата, кидающегося на всё блестящее. Эдакий суровый воин, потянувшийся к девичьей невинности и готовый чертыхаться, обнаружив расчётливость в юной прелестнице. Будь он хоть чуточку дубоголовей Петруччо, потянул бы и укрощение злой Катарины!
 

Играющий отца сестёр Баптисту Александр Лазарев - мужчина стройный, высокий, героического типажа. Отсюда и рисунок роли: постаревший сильный человек, из-за привычки вечно сдерживаться ставший медлительным, бесконечно уставший от мелких женских свар на своей территории. Тем неожиданней в его исполнении несколько забавных гэгов.


Федор Маяцкий, которому досталась небольшая роль Грумио, слуги Петруччо, - настоящая находка для театра. Какую бы роль он не сыграл, аристократическая неправильность лица, трагический излом бровей и эффектная жестикуляция придадут образу экспрессию и многоплановость даже при минимуме реплик. Хотя, конечно, хотелось бы увидеть Федора Маяцкого в бенефисной роли, в роли внутренне противоречивой личности, убийцы с мягким сердцем:)



Эпизодическая роль вдовы, сочетавшейся браком с Гортензио, слишком мала, чтобы судить о потенциале актрисы Веры Ларионовой. Однако, на мой взгляд, многоопытной женщине, открывшей охоту на ускользающего к Бьянке жениха, к лицу не истеричность и надменность, а вальяжность и насмешливость. Ведь её желание сбылось, личная жизнь устроена, капкан сработал, и незачем диссонировать с комедийным настроем зрителей...

Tags: время питерское, шекспир живее всех живых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments