Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Польское патриотическое кино 1908-1921гг.

Чудо на Висле: Военно-приключенческая мелодрама
Польша, 1921, 47 мин (часть №2 утеряна)
Реж. Рышард Болеславский
Сценарий: Адам Загурский
Кликабельные скриншоты есть здесь, но только посвящённые Юзефу Пилсудскому и доблестной польской армии.
Описание фильма с краткой биографией режиссёра Болеславского и актрисы Смосарской есть здесь.

Фильм может быть чрезвычайно интересен как качественный образец, не побоюсь этого слова, оголтелой националистической пропаганды.
Фабулу "Чуда на Висле" составили события 1920г., когда, - довольно неожиданно для привыкших к военным поражениям поляков, - наступление Красной Армии на Варшаву с треском провалилось. Конечно, поляки стеснялись своей военной неудачливости 18-19 веков, и поэтому так обрадовались победе армии Пилсудского, что даже назвали её "чудом на Висле".

Сюжет у фильма таков, что невозможно не заподозрить Рышарда Болеславского в подгонке под актуальную тему материала ранее снятой салонной мелодрамы.
Параллельно текут две любовные линии. В городе эмансипированная медсестра Эва строит глазки главврачу детского госпиталя.
А среди патриархальной сельской глуши пышным цветом расцвело светлое чувство молодого шляхтича к Кристе, прелестной дочери крепкого крестьянина. Это весьма любопытная часть фильма. Национальные костюмы, национальные обряды, кругом развешаны вышивки и разостланы коврики, Рождество, ряженые, ёлка со свечами...

Младший братишка шляхтича каким-то образом угодил в детский госпиталь (это вторая часть фильма, которая, к сожалению, не сохранилась), и благодарные медперсоналу родители пригласили Эву и её врача погостить к ним в поместье.
Там, прямо у барской усадьбы, чуткое сердце подсказало Эве, что прохожий усач - очень нехороший, злой человек. Ещё бы! он же большевистский шпиён! Характерным жестом с правой стороны горла шпиён увлекает в корчму мирного пейзанина, чтобы выведать местные пейзанские секреты...

И вот Эва и её драгоценный врач - сотрудники польского военно-полевого госпиталя. Обходя дозором поле битвы, Эва с удивлением узнаёт того самого зловещего усача. Страдальцу в польской военной форме в госпитале обеспечен уют и уход, но мы-то видели, как этот подлец стягивал гимнастёрку с убитого противника, чтобы выдать себя благодушным, доверчивым полякам за своего!

Белый флаг с красным крестом, закреплённый на стене сельской избы, вызвал приступ ярости в прискакавших в деревню большевиках. По-моему, они были такие злые от голода. На роли большевиков Болеславский набрал самых плюгавых и худосочных актёришек, увешал их бородами и увенчал косматыми шапками (хотя за шапки не поручусь, смотрела вчера, могла уже забыть детали).
Выскочивших из избы врача и медсестру отругали и повели расстреливать, а в палату с ранеными ворвались свирепые большевики. Несколько большевиков угрожающе толкалось в дверном проёме, дав возможность первому ворвавшемуся большевику повращать глазами, и поклацать зубами, и потрясти рыжей бородой. "Я свой! свой!" закричал большевистский шпиён, вскочив с койки. Но не тут-то было! Пиф-паф - и нет больше нашего шпиёнушки... Участь прочих пациентов госпиталя тоже незавидна...

Тем временем в барской усадьбе расположились на отдых большевики и внаглую сидели в гостиной в сапогах, а несчастные хозяева молились где-то на втором этаже. Чем занимался отсутствующий молодой шляхтич, я не совсем поняла, а вот его невеста Криста (актриса Ядвига Смосарска) развила бурную деятельность. Она побежала к местной то ли корчме, то ли гостинице, чтобы предупредить постояльцев о приближении большевиков. Бродячая труппа актёров мирно перекидывалась в картишки, и вдруг такая ужасная весть! Фронт близок!

Вереница спотыкающихся беженцев-актёров плетётся вдоль лесной опушки. Чу! навстречу военные! (Конечно, я не смогла сразу распознать, в чём дело; вооружённые люди двигались как на плацу, с геометрической точностью; неужели большевики? - спросила я подругу-полонистку, - ведь больше на каппелевцев похожи...) 
О радость! польский военный отряд! Один из актёров предлагает военным смелый план засады...
Итак, большевики наступают... Тут ошибиться мне было невозможно, броуновское движение в военных рядах сразу указывало на русское происхождение. Перед большевиками два-три человека разыграли представление с пальбой из множества стволов. Тем временем основная часть польского отряда подкралась к неприятелю с тыла и... Кто не убит, тот быстро поднимает руки. Полная победа!

Эва и врач спасены. Состоялось одновременное венчание двух пар, причём Ядвига Смосарска очень ловко стилизована под Лилиан Гиш. В Варшаве происходит чествование Пилсудского (это уже документальные кадры).

А смотрела я всё это сразу после ознакомления с другим польским патриотическим фильмом - 1908 года выпуска. Называется "Прусская культура", имеет свою страницу в IMDb. Мирное польское семейство олицетворяет собою гармонию и красоту национального быта. Увы, у сынишки в школе случился конфликт с педагогом: стоило учителю отвлечься, как мальчик стёр часть немецкой патриотической надписи с доски и вписал Polska kochana (т.е. "любимая Польша"). Разумеется, малец за это огрёб, что полагается, но вывернулся и сбежал, а следом за ним и другие польские дети устроили забастовку и отказались посещать прусскую школу (исторический факт, кстати).
Дома негодник пожаловался на учителя, и папаша немедленно бросился бить педагогическую морду. Педагогическая морда, само собой, обратилась за защитой к властям.
Папаша арестован за насилие над деятелем системы образования, но это ещё не всё. Выходит постановление: семью арестованного лишить имущества и выставить из дома! Вот это уже действительно перебор. Тем не менее, постановление вступает в силу. Полицейские выпроваживают восвояси родителей, жену и детей арестованного (так трогательно, с узелками...).
Папашу выпустили, он видит семью на улице, бодро вступает в конфликт с полицией и... оказывается застрелен. Финальная сцена - над трупом героя все присутствующие мысленно дают клятву не сдаваться и мстить прусским держимордам за каждую каплю невинной польской крови.
Согласно статье в польской части Википедии, "Прусская культура" снималась в Привислянской крае Российской Империи и была, разумеется, немедленно запрещена. Но копию фильма увезли для показа во Францию под названием "Страдания Польши", там она и сохранилась и была найдена в 2001г. На сегодняшний день это самый ранний из сохранившихся польских фильмов.

По сравнению с патриотической лентой 1908г. в фильме 1921г. принципиальных идеологических изменений нет - снова национальные костюмы и обряды, снова нет внутренних противоречий в кругу семьи, снова угроза благополучию исходит от злой воли внешних сил. Разве что сами эти силы олицетворяют не безличную мощь государства (1908г.), а анархистскую аннигиляцию культуры и благородства (1920г.).
Tags: 1900-1909, 1920-1929, военное кино, польское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments