Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Экспрессионистский почти шедевр ("Сильный человек" Г.Шаро)

Сильный человек = Mocny człowiek: Драма
Польша, 1929, ч/б, немой, 78 мин.
Реж. Генрик Шаро (Хенрык Шаро).

Сценарий: Ежи Браун при участии Генрика Шаро.
Оператор: Джованни Витротти.
В ролях: Григорий Хмара (Генрик Белецкий), Агнес Кук (Люция), Юлиан Кшевиньски (господин Лигеза), Мария Майдрович (Нина), Артур Соха (Ежи Гурский), Янина Романувна (актриса Жегота).


Фильм "Сильный человек" снят по одноименному роману польского эпатажного писателя-модерниста Станислава Пшибышевского (1868-1927; пол. и рус. издание 1912 гг., рус. перевод не переиздавался). Личность примечательная: Пшибышевский не отличался моральной устойчивостью, имел внебрачных детей от одной и той же женщины до и во время брака с датской пианисткой, после самоубийства любовницы своими детьми не занимался, и был брошен первой женой после семи лет совместной жизни, а её саму через несколько лет убил молодой любовник. Как видим, налицо все условия для того, чтобы стать автором литературной основы для экспрессионистского фильма.

"Сильный человек" Генрика Шаро считается одной из вершин польского довоенного кинематографа. Кинопоиск.ру утверждает, что в 1917г. роман Пшибышевского экранизировался Всеволодом Мейерхольдом, однако в каталоге сохранившихся русских фильмов "Великий Кинемо, 1908-1919" этого названия нет. На самом деле, Мейерхольд действительно поставил "Сильного человека" в Москве на студии Пауля Тимана в рамках "Русской золотой серии", но это было в 1916 году, причём ещё и сыграл роль Гурского. Любопытно, что о Генрике Шаро (Henryk Szaro; 1900 – 08.06.1942, расстрелян в варшавском гетто) в разделе биографических данных говорится, что он как раз ученик Мейерхольда.

Рукопись романа топового писателя Ежи Гурского “Сильный человек” присвоена журналистом Генриком Белецким при самых мерзких обстоятельствах. Чахоточный Гурский пристрастился к морфию, и смертельную дозу получил именно от завистливого Белецкого. Сожительница плагиатора Люция видела момент кражи, но муж уговорил её промолчать ради финансового благополучия. Однако преступное счастье не может сбыться, и развязка окажется трагичной... 


Исполнитель роли Белецкого, уроженец Полтавы Григорий Хмара (1893-1970; супруга – Аста Нильсен), в 1923г. снимался у Роберта Вине в “Раскольникове”. Да-да, у того самого Роберта Вине, имя которого вписано золотыми буквами в историю кино благодаря шедевру экспрессионизма "Кабинет доктора Калигари" 1920г.

Вот Григорий Хмара в образе Белецкого:

 
 

Не только созданный Г.Хмарой образ вечно настороженного убийцы, но и весь строй "Сильного человека" несут отпечаток тревожного, мятущегося сознания. На это прямо указывают причудливые декорации театральной пьесы, на премьере которой присутствуют герои, а также мистическое явление убийце призраков жертв.



Исключительно хорош также начальный эпизод фильма – убийство Гурского.

Использован мощный художественный арсенал: ручная камера, частая смена ракурсов, двойная экспозиция, колеблющийся свет, контраст теней и пятна света, движущиеся вслед за персонажами. Обморок героя предваряется двумя короткими планами комнаты, снятыми “пляшущей” камерой.

 

Необходимый для фильма градус напряженности в любовном треугольнике поддерживают две актрисы-красавицы. 
Агнес Кук в роли Люции. Она разделила тяжесть преступления с любимым мужчиной, а он её предал.

 

Мария Майдрович в роли Нины. Женщина тонких чувств не может вынести мысль об измене мужа, господина Лигензы. В Белецком она надеялась найти надёжного, по-ницшеански "сильного" человека.

 

Здесь собраны лучшие составляющие городской экспрессионистской драмы – будни литературной богемы, ипподром, светская гостиная, театральное закулисье, отчаянье в глазах, огни ночного города, зловещая и величественная природа (фильм снимался в Варшаве и на руинах Черского замка).



Пугающе смотрится финал: на затылках и лицах танцовщиц закреплены одинаковые маски, и в самый последний миг своей жизни Белецкий видит только эти безжизненные и безжалостные симулякры человеческого внимания.

 

В сцене адюльтера (примерно 49-50 минуты фильма) поражает мрачная атмосфера готического триллера. Так зловеще обставить любовную сцену – это что-то с чем-то!

Из польской википедии:
W 2006 roku film został wydany na nośniku dvd wraz z muzyką Maleńczuk Tuta Rutkowski Super Trio.
 
Tags: 1920-1929, криминала будни нелегки, мелодрамы, польское кино, психологический психологизм
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Смотришь киностаринки, ловишь лайфхаки

    В 1986 году кривые дорожки Всепожирающей Лю заставили Мика Данди переехать из австралийского буша в славный град Нью-Йорк. Опрометчивый шаг, да, там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments