Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Хам" Яна Новины-Пшибыльского в спойлерах и картинках, 1931

Хам / Cham : Драма характеров, экранизация повести Элизы Ожешко.
Польша, 1931, 81 мин., ч/б, звуковой.
Реж. Ян Новина-Пшибыльски. Сценарий: Мариан Шийковски.
В ролях: Крыстына Анквич (Франка), Мечислав Цибульски (Павел), Зузанна Карин (Малгося).

Действие повести «Хам», написанной в 1888 г., перенесено в 1930‑е годы.

Варшавская уличная девка Франка вступилась за товарку по ремеслу, избиваемую сутенёром. В итоге Франка попала в больницу с ножевым ранением.


Пожилой врач, к удивлению Франки, предложил ей встать на путь исправления и поступить горничной в его дом. А ведь она сперва подумала, что доктор набивается к ней в клиенты, стоило ему протянуть свою визитку...


Когда семья почтенного доктора выехала на лето в сельскую местность, Франка приглядела себе на реке Неман романтично одинокого рыбака Павла из села Островенька 

...и приманила его к себе, как бы случайно уронив в реку белый фартучек.
То-сё, шуры-муры, интимная гармония, и вот уже Павел всерьёз влюбился и готов жениться. Героиня честно рассказывает ему о своём прошлом. Ей неприятна мысль о том, чтобы солгать любовнику и обманом проникнуть в круг порядочных женщин.

Однако великодушный Павел уговаривает Франку забыть тревоги и шагнуть в новую жизнь. Возле придорожного креста Франка клянётся Павлу любить его одного до самой смерти и призывает Бога в помощь их молодому чувству.


Жители Островеньки, в том числе сестра Павла Малгося, осуждают союз деревенщины с городской штучкой. И действительно, семейная жизнь не кажется идеальной. Франка скучает, сельские занятия навевают на неё тоску и зевоту, да и сельский наряд ей не к лицу.


...Прошло время, у супругов годовалая дочь. Франка учит мужа грамоте. Текст букваря – то ли проповедь, то ли отрывки из Священного Писания, – раздражает молодую женщину (хоть она и старается преодолеть себя), а муж всё бубнит своё «Христос, Христос, Христос»...


Стоило Павлу отлучиться по делам

...как Франка познакомилась со скользким типом из господского дома

...напилась на вечеринке в лакейской и повела себя там крайне развязно, вплоть до фривольного канкана на столе.

Вернувшись, Павел обнаружил, что супруга собрала вещички и укатила в город, бросив ребёнка.

Соседи злорадствуют («Мы же тебе говорили!...»), но Павел срывающимся голосом объявляет, что Франка с его ведома отбыла навестить родных. Теперь, тоскуя по жене, все вечера образцово-правильный Павел проводит за чтением религиозной литературы.

В городе Франка стала певичкой в ресторане (исполняемая ею песенка показалась мне очень похожей на ту, что пела Марлен Дитрих в «Голубом ангеле» Штернберга 1930, во всяком случае - в том же стиле).

Ей вспоминаются клятва у креста, муж и ребёнок... И вот незадача – вместо того, чтобы стать независимой и богемной, Франка вынуждена постепенно вернуться к старому ремеслу, которое оказалось истинной сутью приманившего её шоу-бизнеса. Отчаявшаяся Франка возвращается в деревню с упаковкой яда, она хочет отравиться, а перед смертью взглянуть на дочь. Павел... принимает жену обратно.

Спустя некоторое время Франка по пути с сенокоса соблазняет деревенского парня уединиться с нею. Односельчане замечают развратников и приводят Павла на место преступления. Павел в сердцах лупит парня, а жену стегает кнутом. Общественность готова линчевать прелюбодейку, но опомнившийся Павел отбивает её у соседей и тащит домой, где велит приготовить ему обед и запрещает отныне самостоятельно выходить из дому. Сельскохозяйственные работы в разгаре, и Павел вынужден отлучиться на несколько часов. Вернувшись, он требует и получает свой обед. Приступ дурноты укладывает Павла в постель. Франка в смятении, а Малгося созывает соседей. Найденная на кухне обёртка от ядовитого порошка изобличает злой умысел. Павел поражён: Франка отравила его!

(Утерян фрагмент фильма, где Павел даёт взятку уряднику, чтоб вызволить жену из тюрьмы). Не в силах вынести груз вины, Франка топится в Немане. Только белый фартучек ещё несколько минут плавает перед глазами сбежавшихся односельчан и убитого горем Павла.

Тематически и хронологически выполненная Яном Новина-Пшибыльским экранизация «Хама» польско-белорусской писательницы Элизы Ожешко (1841-1910) может быть поставлена в тот же ряд, что и экранизации «Манон Леско» аббата Прево (1926г., реж. Артур Робинсон), «Терезы Ракен» Эмиля Золя (1929г., реж. Жак Фейдер) и «Мадам Бовари» Гюстава Флобера (1933г., реж. Жан Ренуар), где фабулу составляют поступки женщины, экономически зависящей от мужа и рвущейся на волю любым способом.

Ожешко не искала лёгких путей и не объясняла женскую неверность мужской банальностью и малопривлекательностью. Обрисованный ею всепрощающий Павел – образцовый герой-любовник. И красив, и благонравен, и трудолюбив, и влюблён, и горяч, и пятачок сопернику способен начистить. И непьющий! Впрочем, из списка достоинств я бы вычеркнула мозги. Во‑первых, что хорошего в телячьей покорности? Во‑вторых, у жены рецидив тяги к городским развлечениям, а он ей вилы в зубы и одну на сенокос отправил, где кругом косари, косари, косари... Идиот наивный. Думается, ключевым понятием его образа должна быть «несокрушаемая невинность, переходящая в святость».

Вот в романе Золя муж-обуза непривлекателен и нелюбим, у Флобера муж человек достойный, но всё равно нелюбимый. Герой же повести Ожешко, троекратно жестоко преданный, – любим. Странная, конечно, любовь, но достаточная, чтобы утопиться от безысходности.

Так что с точки зрения оппозиции любовь-свобода, «Хам» максимально близок к «Манон Леско», а не к «Мадам Бовари». Мужчина здесь выступает хранителем консервативных устоев, снова и снова пытаясь вернуть беглую жену в русло понятных ему традиционных ценностей. А женщина снова и снова бежит от ограничений в поисках новых сфер приложения своей бурной эмоциональности. Тем самым история чёрной неблагодарности и непреодолимой порочности решена как драматический бунт не "падшей", а "иной".
Tags: 1930-1939, гендерное в кино, польское кино, проституция в кино, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments