Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Кровавая невеста (Испания, 1972, реж. Висенте Аранда)

Эпиграфом к фильму взята цитата из Платона "Добрые люди лишь мечтают о том, что делают злые".
Изнасилование незнакомцем девственницы в подвенечном платье. Бессмертная вампирша-лесбиянка, обладающая мистической властью. Кровавые убийства мужчин женщинами, с отрезанием... хм... с надругательством над трупом, короче.
Где-то между этими драматургически выигрышными эпизодами должен был затеряться сюжет о бестолковом новобрачном, словно бы списанный из учебника "Основы психологии полов".
Но Висенте Аранда, снявший "Кровавую невесту" по собственному сценарию, сумел меня удивить. Ошибки и просчёты молодого мужа, толкнувшие новобрачную на стезю порока, своей перманентной актуальностью и немалой реалистичностью затмевают даже похождения неотразимой вампирши-лесбиянки. Так что, хотя финальная часть фильма почти ничем не отличается от слэшера-маньякотриллера, меня тянет рассуждать только об относительно спокойном начале "Кровавой невесты", когда всё действие сосредоточено на стремительном крахе взаимных отношений двух любящих сердец.

Вся эта околовампирская мистика с ярковыраженным гендерным уклоном снята по мотивам произведения Шеридана Ле Фану (1814-1873) "Кармилла", но действие перенесено в 1970-е.
Потомок аристократической фамилии после нескольких лет отсутствия возвращается хозяином в родное поместье. С собой он везёт и новую хозяйку - новобрачную Сьюзен. Девушка едет прямо в свадебном платье. На новом месте Сьюзен попадёт под чары вампирши-лесбиянки Кармиллы. Муж бессилен вернуть жену в лоно семьи, но это полбеды. Две дамочки начнут весьма кровавыми способами истреблять местное мужское поголовье, и тогда уж мужу придётся встать на тропу войны со своей женой и её демонической любовницей.

Висенте Аранда насытил этот сюжет такой массой деталей и гендерных смыслов, что остаётся только диву даваться.
Сразу понятно, что Муж, имя которого ни разу так и не будет названо, - это некий обобщённый образ мужчины, со всеми присущими этому полу достоинствами... и недостатками.

vlcsnap-2015-02-09-20h15m23s60 vlcsnap-2015-02-09-20h15m39s212

Сюжет ещё не доберётся в своём развитии до идеи лесбийской связи, а между супругами уже пробежит чёрная кошка размером со среднего мамонта. Это, несомненно, лучшая часть фильма. Шаг за шагом Муж теряет доверие жены. Она, как всякая новобрачная, ожидает с его стороны романтики, деликатности, уюта и прочих бла-бла-бла. Однако, у Мужа одно на уме - уединиться с женой для воплощения очередной своей сексуальной фантазии. Его фантазии. Каждый раз только его фантазии.

Эротические фантазии самой Сьюзен вовсе не похожи на праздник плоти. В гостинице, куда новобрачный завёз невесту по дороге в поместье, будучи не в силах подождать до брачной ночи, на Сьюзен из платяного шкафа выпрыгнул какой-то урод, придушил её же собственной фатой, разорвал платье и цинично воспользовался обмороком жертвы. Впрочем, ракурс, с которого снята прелюдия к надругательству, наводит на мысль, что камера выполняет не роль стороннего наблюдателя, а фиксирует, так сказать женский взгляд на эту сцену, а значит степень обморочности Сьюзен преувеличена, и она сама как бы наблюдает за происходящим.

vlcsnap-2015-02-09-20h00m10s140 vlcsnap-2015-02-09-20h02m09s48

Войдя в гостиничный номер, Муж обнаруживает Сьюзен вот в таком виде - цепляющейся за ворот платья и категорически не желающей здесь оставаться.

vlcsnap-2015-02-09-20h01m22s84

Что платье на самом деле цело и никто из шкафа не выпрыгивал, мы поймём чуть позднее, увидев как успокоившаяся Сьюзен знакомится с прислугой.

vlcsnap-2015-02-09-20h05m45s166

Итак, секс для девственницы Сьюзен важен и реален, иначе откуда переживания такой силы, но с понятием вечного праздника не связывается. Скорее, с понятием насилия, принуждения, грубости и требования от неё полной покорности, даже через "не хочу" и "не могу". Согласитесь, не самая комфортная модель ожиданий.

И что же? Мужу хватило ума оправдать именно эти ожидания! Он начал с того, что... разорвал на невесте её белое платье. И вот понеслось... Вроде бы, удавшаяся брачная ночь успокоила девушку и настроила на лояльность к желаниям супруга, но...

vlcsnap-2015-02-09-20h11m05s33 vlcsnap-2015-02-09-20h12m20s17

Жена хочет позавтракать, он хочет заняться сексом. Жена хочет почитать книжку в ванной, Муж влезает и в ванную. На прогулке в лесу жена хочет встать с земли, он несколько раз подряд толкает её обратно и пытается принудить к оральному сексу. Ему это смешно, а ей - унизительно. Вот так семейная жизнь! Ни поесть, ни отдохнуть, ни расслабиться, ни уползти.

vlcsnap-2015-02-09-20h19m01s190

Когда дело доходит до попытки принудить Сьюзен к минету, становится ясно, что о любви Муж больше может не мечтать. Жена стала его ненавидеть. Она и так уже чувствует себя сексуальным тренажером во власти мужчины - загнанной в клетку, бессильной, вынуждаемой сопротивляться.

vlcsnap-2015-02-09-20h24m16s16 vlcsnap-2015-02-09-20h22m57s237

Так череда коротких эпизодов последовательно демонстрирует, как из любящей молодой женщины Сьюзен чуть ли не за несколько дней превращается в фурию, сексуально подавленную собственным супругом.
Это выражено визуально. У "нормальной" Сьюзен в начале фильмы волосы гладкие, открывающие лицо. Но такою мы её больше не увидим. У "обозлённой" Сьюзен волосы беспорядочными прядями закрывают лицо.

vlcsnap-2015-02-09-20h24m35s191 vlcsnap-2015-02-09-20h57m01s210

В таком умонастроении девушка становится лёгкой добычей ярой мужененавистницы Кармиллы...

vlcsnap-2015-02-09-20h27m16s30 vlcsnap-2015-02-09-20h45m08s242

...ведь со своими сомнениями и тревогами ей не к кому обратиться. В доме из женщин живут только авторитарная, не располагающая к откровенности домоправительница и её двенадцатилетняя странноватая дочь.

Ну а готовая к общению Кармилла - живая покойница с плотью, истерзанной мужскими капканами.

vlcsnap-2015-02-09-21h13m19s248 vlcsnap-2015-02-09-21h23m13s61

Разумеется, Муж никакой не злодей и уж тем более не насильник. Просто он искренне считает, что удовольствие, разделённое на двоих, - это двойное удовольствие.
Когда Муж понял, что жена его действительно отвергает, он прекратил распускать руки. И даже узнав о странной связи Сьюзен с Кармиллой, Муж всё ещё надеялся образумить Сьюзен. То есть перед нами не самодур, самоутверждающийся за счёт беззащитной девушки, а физически здоровый парень, потерявший контроль над ситуацией.

vlcsnap-2015-02-09-20h50m20s30

В чём он совершил ошибку, передано через простой, внятный символ. По местной легенде, женщины, бунтующие против мужчин, носят перстни камнями внутрь, к ладони. Это для того, чтобы, сжав кулак, ощущать внутри, а не снаружи.

vlcsnap-2015-02-09-20h55m32s77

Если перевести на язык психологии отношений, стремясь поделиться с женой своим сексуальным энтузиазмом, Муж не заботился о том, чтобы у Сьюзен возник свой собственный энтузиазм, идущий от неё и по её инициативе. Ну что ж, классическая ошибка, не он первый, не он последний.

Всё дальнейшее - последствия неразумной тактики мужчины, который разбудил в жене агрессию, вместо того, чтобы разбудить в ней Женщину.

vlcsnap-2015-02-09-21h24m57s65 vlcsnap-2015-02-09-21h30m51s25
Tags: 1970-1979, вампиры в кино, гендерное в кино, гомоэротический дискурс, женское бессознательное, испанское кино, эротика в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments