Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Константин и Иоанна минус Валериан равно...

Масонское сборище. С непонятными для меня атрибутами.
Подробный показ ритуала лишения офицера чинов и званий, с ломанием шпаги и заковыванием в кандалы перед строем.
Заговорщики обыскивают дворец в поисках жертвы из императорской фамилии.
Но девчонка я или просто так тут кино смотрю? ЛЮБОФФ! Море любви!
Море любви и тайные муки молодого сердца, или польский фильм 1932 года "Княгиня Лович" - историческая костюмная эпопея по повести Вацлава Гонсиоровского (1908г.).

Каждый находит что-то своё в истории Красавицы и Чудовища. Для меня всегда главным было не то, что Чудовище любит (это ж любому плёвое дельце, запасть на Красавицу, да?), а то, что Красавица обязательно очаруется Чудовищем, если поверит в его способность любить.
А кто может поверить в чужую любовь? Только тот, кто сам имеет о любви хоть какое-то представление. Вот почему мне так нравится фильм Жана Кокто: для тамошней Красавицы половодье чувств не было абстракцией.
Вот только сама сказка целиком - абстракция. Но бывают, бывают на свете белом чудаки, превращающие сказку в быль...

Школьный учебник, помнится, как-то смутно освещал феерические обстоятельства морганатического брака русского престолонаследника Константина Павловича с полячкой Иоанной Грудзиньской. Мужчина неказистый, поведения довольно буйного, получил развод со своей мымрой, бракосочетался с молодой красавицей, потерял виды на престол и...
Идеальный брак. Совет да любовь. Именины сердца. Практически, жили счастливо и умерли в один день (ну, в один год, разница невелика).
Наверняка там есть какой-то подвох, думала я.

Сегодня поляки предъявили мне подвох - бравого майора Валериана Лукасиньского. Дескать, Иоанна была с Лукасиньским практически помолвлена и собиралась стать майоршей с видами на дальнейшую военную карьеру. А тут Константину Павловичу приблажилось, маменька надавила, а любимый жених предпочёл умыть руки и не стоять на пути высоких чувств Его Высочества. И дальше Иоанна как простая русская польская баба честная католичка принялась тянуть свой крест. И даже получала от этого процесса некое извращённое моральное удовлетворение.

К самой Иоанне не придраться. Чистый ангел, с приятным спокойным голосом. Актриса Ядвига Смосарска, - считавшаяся красивейшей актрисой своего поколения, - идеально воплощает идеальную барышню с картинки иллюстрированного журнала XIX века для семейного чтения (а уж я их насмотрелась, поверьте!). В талии полновата, а всё остальное безупречно.





Ей глубоко неприятна мысль о браке с малоаппетитным Константином Павловичем, но матушка науськивает на дочурку ксендза, а тот выдвигает железобетонный аргумент: "Думай о народе!" И вот уже не влюблённая в майора барышня размышляет о способах отбиться от нежеланного сватовства, а стихийная патриотка прозревает судьбину Отечества и личную возможность на эту судьбину влиять посредством вхождения в императорскую семью. На лице её девичье томление мгновенно уступает место одухотворённости зрелой личности.


Великий князь Константин Павлович (актёр Стефан Ярач) именно таков, чтобы мы изо всех сил сочувствовали прелестной полячке. Пожилой, толстый, страшный, глазки щёлками, лысоват, курит, криклив, вспыльчив, да ещё и ниже на полголовы. По сюжету фильма, минимум дважды в присутствии Иоанны Константин поддался мании рукоприкладства по отношению к низшим воинским чинам. И даже на маскарад явился навязывать своё общество Грудзиньской в чём-то, подозрительно похожем на костюм Палача. Никакой тонкости чувств!





Казалось бы история чеховского чиновника с его Анной-на-Шее неизбежно должна бросить отсвет на исторические факты.
Но правду сажей не замажешь! Она его, Константина этого, всё-таки любила. И как съёмочная группа "Княгини Лович" (Польша, 1932, 84 мин, звуковой, реж. Мечислав Кравич и Януш Варнецки, в канадском прокате - "Ноябрьская ночь") не изгалялась над персонажем, Константин показался мне далеко не худшим вариантом для женщины тонких чувств.
Его было, за что жалеть...:)
Собственно, это самая сильная часть фильма - тонкая выдержка сценариста, режиссёра, оператора, актрисы, актёра, совместными усилиями не позволивших образу Константина мутировать в карикатуру на капризного тирана. Поэтому, как ни странно, финальная часть фильма с точки зрения психологической проработки персонажей интересней начала. По правде говоря, я оторваться не могла от каскада душераздирающих сцен между Иоанной и её истерящим мужем...

Если же быть совсем точной, то самый эффектный мужчина в фильме - сыщик-соглядатай Маркот (актёр Юлиуш Лущевский). Пронзительный взор, благородные черты лица и модный шапокляк... Вот, кстати, тоже пример небанального подхода к кинопроизведению ярко патриотической направленности. Сделать отрицательного персонажа красивым.


Но вот, наконец, и сам прекрасный майор Валериан (актёр Юзеф Венгржин).



Вы думайте, что хотите, а по мне, так вылитый хомячок с хроническим несварением.
Хотя в паре с Ядвигой Смосарской смотрелся недурственно, весьма недурственно. Оператор Збигнев Гняздовски вписывал их в кадр, словно готовил фотосессию для семейного портрета.



Валериан Лукасиньский - "польский романтик" в классическом понимании этого термина (а это термин!). Подчиняется только внутренним импульсам. Верит любой собственной фантазии, любому собственному домыслу. Выстраивает законченные логические конструкции на пустом месте. ...Хм. Может, я тоже польский романтик, в отвлечённом смысле?:)) ...Ещё он обожает жертвовать собою, а заодно любыми другими людьми, включая ничего не понимающую невесту, которой лишь накануне плёл басни про цветочки и веночки.
И всё это - отчизны ради. С обязательным громким провалом, полной неудачей, болью в измученных глазах и под сочувственные всхлипы товарищей, которых не предал и которые не предадут. Польский национальный вид спорта.

И раз уж я упомянула оператора, то вот два прелестных кадра из эпизода с маскарадом над ночной рекой. Иоанна пытается отыскать в рощице Валериана для решительного объяснения. Сквозь листву светится озарённая луною река, и крадущаяся женская фигурка надеется слиться неприметным тёмным пятном с майорским силуэтом...






Tags: 1930-1939, историческое кино, мелодрамы, польское кино, россика в кино
Subscribe

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Какой Новый год, такой и новогодний пост

    Если вы не знали, не знали, да и забыли, то самое время напомнить. Согласно старинным ведьмовским установлениям, вещие сны снятся с четверга на…

  • Детективные сериалы в модном слегка скандинавском стиле

    Сериалы объединены двумя доминантами - ньюэйджевым этнографическим колоритом (у англичан и поляков абсолютно разным) и яркими проявлениями…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments