Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Фильмы Станислава Ростоцкого в контесте западного кино

По ТВ второй день идут фильмы с Вячеславом Тихоновым. Разумеется, смотрю.
Обнаружила, что с детства знакомые эпизоды и образы теперь воспринимаются острее. Сказывается появившаяся какая-никакая насмотренность - волей-неволей сравниваю советские фильмы с "западными".
И фильмы Станислава Ростоцкого как-то уж очень удачно ложатся в контекст американских и европейских кинотрадиций и тенденций.

Приехавшую в село героиню Менглет из "Дело было в Пенькове" (1957) мысленно сопоставляла с героем "Дневника сельского священника" Брессона (1950). Такая же борьба за контакт с местными - но разница в методах и разница в подходе к самому себе. Плюс появление среди "местных" нежелательного, но дорогого сердцу и настойчивого "поклонника".
Не прямые параллели, конечно, но узнавать в отношениях тракториста и зверотехника отдалённое сходство с мотивами брессоновской пронзительной драмы... свежее ощущение.

В американском кино из‑за цензурных ограничений, наложенных кодексом Хейса, прикуриванию сигареты придавался эротический смысл, оттенок особой интимности. В фильме Ростоцкого "Доживём до понедельника" (1968) старый холостяк Илья Семёнович помог прикурить старой деве, учительнице литературы.
В розовой юности мне казалось, противоречие словесницы с историком – идейное, из‑за педагогических методов. А этот их перекур впервые навёл на мысль, что много лет женщина ждала, когда же Илья Семёнович, наконец, проявит к ней чисто мужской интерес... и он знал, чего она от него ждёт, и был вынужден держать оборону и делать вид, что ничего не происходит. А все вокруг это, конечно, видели и тихонько цитировали ушедшую в народ реплику из "Простой истории" Юрия Егорова 1960: "Хороший ты мужик, но не орёл!".
Увы, не орёл. Илья Семёнович умён, харизматичен, но, скорее всего, сексуально неактивен и угнетён этим фактом. Разочарованность и опустошённость историка я раньше воспринимала как нечто, неподготовленное действием. Все персонажи говорят, как уважают героя Тихонова, какой он сильный, авторитетный, принципиальный, а он явно срывается, капризничает, говорит гадости. Противоречие? А фильм‑то начинался с прямого указания на многолетний стресс и внутреннее противоречие... если только предположить, что Ростоцкий или напрямую воспользовался символикой нуара, или сам считал табачный ритуал полуэротическим действием.
Tags: 1950-1959, 1960-1969, мелодрамы, символическое слоями, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments