Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Господин назначил меня твоей любимой женой!

Бунт самураев
Япония, 1967, ч/б, 121 мин.
Реж. Масахиро Кобаяси (1916-1996)

"Песня о купце Калашникове" в японском изводе. Деятельное сопротивление ущемлению личных и гражданских свобод, неожиданное для властных структур.

1725 год. Феодал сбагрил проштрафившуюся фаворитку, госпожу Ичи, в жёны своему вассалу, а прижитого ею ребёночка оставил себе про запас, для подстраховки основного наследника.
Основной наследник таки помер, ребёночек стал единственным наследником, и маму ребёночка феодал пожелал вернуть во дворец, из соображений дворцового этикета.
А у неё с вассалом уже совместная дочь и вообще именины сердца, и свёкор на неё не нарадуется, до чего приятная женщина оказалась.

Контраст досужей сплетни о дворцовом бунте госпожи Ичи с её собственной версией столь разителен и очевиден, и настолько тонко передано душевное смятение оскорблённой женщины... Получив предложение стать содержанкой, Ичи уступила нажиму, отказалась от борьбы. Она думала стать последней жертвой сладострастия властителя и спасти от этой участи других дворцовых девушек, а оказалось, что и феодалу всё равно, с кем любезничать, и находятся девицы, искренне радующиеся положению наложницы. Для чего же тогда, спасая других, Ичи отказалась спасать саму себя?

Изначальная ситуация нежеланного брака с чужой любовницей исключительно искусно превращена в величайшую удачу, какая могла выпасть тонко чувствующему мужчине. А также эта история объясняет, почему на Ичи больше не действуют доводы в пользу возвращения во дворец.

Итак, госпожа Ичи к феодалу возвращаться не хочет, свёкор её не отпускает, на муже вообще от злости лица нет.
Отнять жену у вассала феодалу теперь не так-то легко - отец парня высококлассный боец, ещё далеко не дряхлый, и сразиться с ним на равных просто некому. За невестку встал горой, дерзит, даже угрожает.
Дальше танцы с саблями и ответ на вопрос, останется ли хоть кто-то в живых в этом круговороте политических страстей и человеческих эмоций.

Фильм показался неровным. Мешал избыток текста, избыток эпизодов с навязчивым нарративом (подробные диалоги и монологи). Тонкость, проявленная в рассказе о мотивах ссоры Ичи с феодалом, периодически уступает место декларативным заявлениям. Например, свёкор всё время повторяет, что за 20 лет своего брака не знал ни одного дня взаимной любви и теперь сожалеет о проявленном малодушии, не позволившем искать себе другую жену, не такую сварливую. На мой взгляд, больше двух раз такие намёки в одном фильме делать не стоит. Я и без того решила, что свёкор к невестке неравнодушен.

Однако перебор с репликами сопровождает зрителя не на всём протяжении картины. В какой-то момент действие захватывает.
Знаменитая финальная битва двух великих бойцов на открытом воздухе с роскошнейшей солнечной подсветкой - нечто, что следует увидеть в любом случае. Вспыхивающие огнём мечи словно бы живут отдельной жизнью от своих хозяев. Ещё бы, ведь в смертельном поединке сошлись два лучших друга...
Но всё-таки лучшая часть "Бунта самураев" - это, имхо, история бунта Ичи.

Tags: 1960-1969, мелодрамы, самурайские фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments