Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Драматический шедевр 1933 года. Мастерам пикапа смотреть и мотать на ус

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг,
Он её, голубушку, ам-ням-ням-ням,
Ам-ням-ням-ням, да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг!


"Приговор жизни" Юлиуша Гардана (ссылка) - дуэт актрис и дуэль женщин.
В моём личном измерении - два просмотра за один вечер и целый месяц на то, чтобы дать себе остыть.

Адвокат Кристина берётся защищать сироту Ядзю, обвинённую в убийстве. Двенадцать присяжных, сытые уважаемые господа, дружно назвали Ядзю виновной в убийстве собственного младенца.
Девушка отрицает свою вину, она не убивала. Соблазнённая и сразу брошенная случайным знакомым Янушем (его лица на всём протяжении флэшбека мы не увидим, да и зачем?), она потеряла работу, скиталась беременная без всякой поддержки, после рождения сына пыталась утопиться, но по трагической случайности в воде оказался младенец, а Ядзю свидетели осыпали градом ударов и отволокли в полицию.
Выслушав горькую повесть Ядзи, Кристина строит линию защиты так, что повторный суд оправдывает обвиняемую. Проникшись к девушке чем-то вроде материнского чувства, Кристина прямо из тюрьмы везёт её в свой дом, где Ядзя... узнаёт в муже Кристины своего соблазнителя.
Януш в ужасе. Он уверен, что жена не простит его и бросит. И точно - Кристина заявляет, что Януш обязан жениться на Ядзе, если она согласна. "Я не люблю этого пана!" - кричит Ядзя и убегает в слезах.
Неудачная попытка самоубийства делает Януша инвалидом. У постели больного Ядзя не в силах скрыть свою любовь к нему. Но Янушу нужна только любовь Кристины, и жена не в силах отвергнуть мужа из-за прошлого греха. Бросив прощальный взгляд на супругов, каждый из которых принял такое разное участие в её судьбе, Ядзя без вещей и без денег тихонько покидает дом Кристины навсегда...

Роль Ядзи исполнила юная дебютантка Ядвига Анджеевска (30 марта 1915 - 4 окт. 1977), снявшаяся до того только у Хенрыка Шаро в "Истории греха" в эпизодической роли цветочницы. Если по обыкновению многих актрис она не подправила свидетельство о рождении, то на момент съёмок ей было 18 лет. Гениальная актриса по-любому.

Её героиня проходит путь от сутуловатой невзрачной девочки из бедного квартала до ждущей первого поцелуя принцессы, а затем превращается в загнанного зверёныша с искрами нежности к невинному грудничку и, наконец, в отчаявшуюся мученицу с лицом рано повзрослевшего ребёнка. И всё это буквально за полчаса экранного времени.

Вот такой увидела Кристина свою будущую подопечную впервые, в зале суда.


Вот Ядзя по дороге с работы зависла перед витриной магазина модного платья. А по соседству ещё и кондитерская, и тоже со стеклянной витриной, и так Ядзя каждый день ходит с работы... А если держать в руках цветочек, то на миг покажется, что пахнуло не булыжником с мостовой, а живой зеленью. Ядзя так любит бывать на природе...


Работа Ядзи - контроль качества свеженапечатанных купюр. Пачки денег перед глазами каждый день. Кстати, процесс печатания денег тоже отчасти продемонстрирован.


В углу, который Ядзя снимает у хамоватой квартирной хозяйки, девушка прилежно читает учебник биологии. Она хочет поступить на курсы медсестёр. Над главой о сердце Ядзя замечталась. Сердце... это ведь не только сосуды и клапаны, это ведь ещё и... ах!


Неужели это она, взрослая жизнь? Обходительный мужчина пригласил Ядзю на танцы, а затем на лесную прогулку.




Как странно он на неё смотрит...


И этот взгляд вызывает в ней соответствующий отклик...


Но день близится к концу, как и чудесное свидание. Ядзя грустит - пора бежать на станцию, чтобы не опоздать на поезд. Выходной закончился, и утром ей снова на работу.


Ядзя успела бы на последний поезд, но Януш придержал бегущую девушку. Зачем торопиться? зачем расставаться? в Варшаву можно успеть и на поезде в 6 утра... Ещё не вполне понимая, что дороги назад не будет, Ядзя покорно плетётся за ловеласом, моментально выбирающим, где на станции снять комнату для ночлега. Комната одна на двоих...


Даже под пытками Ядзя ни в чём не стала бы обвинять Януша. Так получилось, что она стала женщиной, ещё не став женой. Торопясь на утренний поезд, девушка оставляет Янушу записку с адресом и временем новой встречи. Но Януш не придёт ни в тот же день, ни в последующие... Были ли он в тот момент уже женат на Кристине? Честно скажу, моего польского с тремя словарями не хватило, чтобы понять это из фильма.


Понимая, что оказалась обманута, Ядзя не может сосредоточиться на трудовых процессах. После третьей ошибки её увольняют. В толпе безработных у стенда с газетами осунувшаяся Ядзя ищет объявление о найме.


Место в шляпном магазине пришлось оставить. Беременная работница с внезапными обмороками никому не нужна.
За жильё платить нечем. Квартирная хозяйка отбирает у Ядзи единственный чемоданчик с вещами и гонит вон. Новая жиличка предлагает Ядзе познакомить её с одним щедрым паном... Ядзя в гневе отшатывается от сводни.
На девятом месяце беременности положение Ядзи отчаянное. Она скитается в деревнях вокруг Варшавы, берясь за любую работу за кусок хлеба.


Одинокая девушка с огромным пузом... Деревенские тётки даже не пытаются скрыть своё презрение, и ни одна не предлагает помочь.


Пришёл срок, Ядзя заползла в овин, и вот их стало двое - нищая мать и некрещёный младенец. Но и теперь у крестьянок нет жалости к юной матери, никто не хочет дать работу. Спасибо, хоть мужики не проявляют интереса к оборванке...




Глядя на придорожный крест, Ядзя понимает, что веры в добрые чудеса в ней больше не осталось.


На берегу реки Ядзя прощается с новорожденным и хочет спуститься с крутого берега к воде.


Но - видите? - спонтанно приняв решение о самоубийстве, корзинку с сыном девушка поставила на угол пледа. Сползая с обрыва, она тащила плед за собой. Вот так оно всё и получилось.


Увидев упавшую в реку корзину, Ядзя отчаянно зовёт на помощь. Сама она не умеет плавать, но вдруг кто-нибудь успел бы вытащить младенца? Однако подбежавшие бабы кричат "Убийца!", и тащат Ядзю прочь от воды, хотя она всё ещё кричит "Помогите! Мой ребёнок!". Жуткий момент и для героини, и для кинозрителя.


Ядзя в тюремной камере
</span>

Ядзя увидела Януша. В доме Кристины, в подаренном Кристиной платье... Здесь всё принадлежит Кристине!


Ядзя в больничной палате Януша


Последний взгляд, прежде чем уйти в никуда


Роль Кристины исполнила Ирена Эйхлерувна (19 апр. 1908, Варшава - 12 сент. 1990, там же). В кино она появилась ещё только однажды, в 1936г. у Юзефа Лейтеса в "Розе" по роману Стефана Жеромского.

В драматургическом отношении роль Кристины не столь интересна, как роль Ядзи. Там нет истории, нет полускрытых полутонов. И в начале, и в финале фильма это яркая, уверенная в себе успешная женщина, никогда не знавшая нужды и лишений (что гармонично перекликается со статусом самой актрисы, жены богатого промышленника Богдана Стыпиньского). Раскованные жесты, свободная пластика, открытое лицо. Её мещанское благополучие и самодовольство, казалось бы, должно отвращать зрителя от героини.

Неожиданным противовесом выступает то личное качество актрисы Ирены Эйхлерувны, которое принято называть "животной притягательностью". Она не красавица в смысле абсолютной правильности черт лица (я бы сравнила её типаж с внешностью Лидии Смирновой). Фигура её тяжеловата, негибка. Но эта женщина источает такой невероятный, запредельный сексапил, что царит в кадре вне зависимости от сути мизансцены.
Скриншоты мне удались очень плохо, ибо эта пантера особо хороша в движении.











Проштрафившемуся мужу надо сделать выбор между желторотым птенцом на тонких ножках и райской птицей...





Ядзя очень хорошая девушка, но даже если бы её соперница была последней дрянью, никакой мужчина не был бы в силах отказаться от Кристины. Следовательно, добродетель Ядзи не может стать гарантией социальной успешности. Это совершенно новый поворот в насквозь дидактичной польской драматургии, где до этих пор за правильными поступками всегда следовало вознаграждение по справедливости.

Всего лишь два года отделяют "Приговор жизни" Юлиуша Гардана от драмы "Хам" Яна Новина-Пшибыльского (1931г.), о которой я писала вот здесь. Общее - падшая женщина, придорожный крест, ребёнок, крестьяне в качестве социального фона для типичной горожанки. Отличия - всё остальное. Своего рода спор о природе и сути женственности, облечённый в форму социальных драм.

Ещё кое-что выделяет "Приговор жизни" из тех довоенных фильмов (не только польских), что я видела.
Супружеские поцелуи. Довольно откровенные. А мужа в командировку Кристина отправляет вообще из постели, сама неглиже. Мурлыкает при этом как ласковая кошечка. Сю-сю-сю, как будто это не она орала на присяжных в суде. На людях Кристина леди, в спальне самка... да уж, малютке Ядзе совершенно нечего противопоставить этому эталону ядрёной женственности.





Tags: 1930-1939, мелодрамы, польское кино
Subscribe

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • В копилку контекстов "Музыкальной истории" (1940)

    Оперная карьера застенчивого таксиста Пети Говоркова началась в блестящей любительской постановке "Евгения Онегина" силами их таксопарка. Каковая…

  • В копилку несбывшегося

    Ранее сообщалось о случаях опробывания и дальнейшего игнорирования отечественным масскультом таких отраслесозидающих явлений, как комикс, сексуальные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments