Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Обзор за истекший период

Продолжаю смотреть польское довоенное кино. Но много чего посмотрела и из своей старой программы must see.

Одзу Ясудзиро. Плывущие водоросли. Япония, 1959, цв.
Спустя годы актёр-неудачник снова гастролирует с бродячей труппой в крохотном городишке, где одинокая женщина воспитывает их общего сына. Но теперь у него есть обязательства и перед другой женщиной, а мальчик стал взрослым и не нуждается в отце так, как раньше... 
Во время просмотра не покидало чувство разочарования. Как-то всё казалось просто, предсказуемо. Однако финал оставил меня в смешанных чувствах (из разряда "неудовлетворённость", "беспокойство"), а теперь и вовсе наступило приятное послевкусие. Вот что значит хорошее простое кино.

Скотт Ридли. Дуэлянты. США, 1977, цв.
Вывороченный наизнанку сюжет "Выстрела" Пушкина: дуэльный долг может быть использован самым неожиданным образом. Весьма красивое зрелище, без которого я вполне могла обойтись, честно говоря.
Из понравившегося - сцена первой ссоры. Действительно, снято так, чтобы было видно, на что обиделся один и почему этого не понял другой.

Лобан Сергей. Пыль. Россия, 2005, цв., 110 мин.
Городское чмо обыкновенное зациклилось на медицинской возможности на несколько минут перевоплотиться в своего идеального двойника - накачанного, красивого, победительного во всём. Из парня тут же попёрли целеустремлённость, предприимчивость и даже агрессивность, которых от него никто не ожидал. Раз все эти качества в нём отыскались, то статус чма обыкновенного пора сбрасывать с себя, как шкурку личинки с бабочки. Но герой не слышит недоумённых реплик окружающих, не слышит прямых предостережений врача и рвётся только к своему наркотику идеальности, в то время как стал интересен людям и такой, какой он есть.
Главный фактор в восприятии фильма - станет ли зритель ассоциировать себя с героем, осознаёт ли сам себя "пылью". У меня, например, обратный подход: я никого не считаю неоспоримо величественным. Если никому не завидуешь, тогда и собой вполне доволен, не так ли? ...и можешь с чистой совестью давать советы окружающим:) Поэтому я поймала себя на мысли, что ассоциирую себя с... бабушкой героя. И это мне резко не понравилось, потому что бабушка у парня, прямо скажем, очень душная:)
Словом, в связи с "Пылью" есть, что обсудить. Имхо, герою не хватало для счастья не аватара-качка, а хорошего общения в Интернете:)
Из недостатков - технология съёмки. Стилистика видео мне откровенно неприятна. Кроме того, предпочла бы хронометраж поменьше.

Landmarks of Early Film, 1886-1913 (Золотая фильмотека немого кино): Сборник, общая продолжительность 117 мин., фильмы ч/б и вирированные . 
Мои фавориты - "Путешествие на Луну" 1902г., "Полицейские бегают" и "Несчастье соломенного вдовца". Движущиеся картинки (собственно, рисованные мультфильмы) Винзора МакКея - имхо, must see для каждого уважающего себя культурного человека:) Я бы их в школьную программу включила. Утомилась, глядевши "Нерон, падение Рима", так надоели статичные общие планы.

Антониони Микеланджело. Приключение. Франция-Италия, 1960, ч/б.
Диск (лицензионный!) завис на середине, но желание повторить попытку не возникает.
Как же мне не нравится, оказывается, эта Моника Витти, а я и не знала... И плюс сама загадка исчезновения на крохотном острове некоей Анны - ну совершенно не трогала. В "Пикнике у Висячей Скалы" Уира за пропавших девочек переживаешь и желаешь им найтись, а тут какая-то Анна неприятная, ну пропала и фиг с ней:((
Титры фильма гордо сообщали, что "Приключение" отмечено кинокритикой как фильм, внёсший вклад в изменение киноязыка. Но даже это не помогло мне сосредоточиться. "Ночь" Антониони безумно понравилась с первого просмотра, а "Приключение" сходу вызвало у меня отторжение.

Райнигер Лотте. Приключения принца Ахмеда: Силуэтный мультфильм. Германия, 1926, чёрные силуэты на цветном фоне, 65 мин.
О да! роскошное зрелище! А в сцене, когда в расщелину-ловушку к Ахмеду выползает гигантский змей, я реально перепугалась:)

Росселлини Роберто. Земляк (Пайза). Италия, 1946, ч/б.
Сборник необрамлённых титрами новелл с картинами жизни Италии накануне и сразу после освобождения от фашистов. То есть вот он откуда мне должен был быть знаком, композиционный приём "Декамерона" Пазолини.
Спустя месяц после просмотра воспоминания очень смутные. Хороший фильм, но может быть, имхо, заменён просмотром других фильмов на сходные темы.

Кавалерович Ежи. Загадочный пассажир. Польша, 1959, ч/б, 90 мин.
Ещё никто не знал, что где-то в поезде едет женоубийца, когда в одно из купе к одиноко едущему пассажиру против его воли проводница разместила привлекательную попутчицу...
На протяжении основной части фильма я предполагала, что это будет история встречи двух одиночеств в клаустрофобном пространстве, где легче ненавидеть друг друга, чем терпеть. Но всё оказалось куда как серьёзней.

Кавалерович Ежи. Фараон. Польша, 1965, цв., 144 мин.
Рамзес XIII стал фараоном и готовит свержение власти жрецов.
Теоретически, у Кавалеровича должен был получиться пеплум. Но фильм насыщен эпизодами сюрреалистического характера, да и обязательные (имхо) для пеплумов готовые матрицы образов антагониста и протагониста здесь отброшены, и героям позволено развиваться, сомневаться, и даже терпеть личные поражения.
Можно сказать, автор в фильме не чувствуется. Не чувствуется в хорошем смысле - Рамзес действительно сам творит свою судьбу, лавируя в потоке приходящих обстоятельств.
Увы, чудовищно некачественный закадровый перевод. Громкость голосов переводчиков такая же, как и у актёров. Половины реплик не слышно!

Пекинпа Сэм. Дикая банда. США, 1969, цв.
Классика жанра. Я осталась равнодушна. Ни один из персонажей не вызвал доверия. Подробности вспоминаются с трудом.

Мэддин Гай. Сказки госпиталя Гимли. Канада, 1988, 72 мин.
История рассказана средствами немого кино.
Ничего не поняла:) Совершенно этим не смущаюсь, фильм всё равно было интересно смотреть.
Также на диске записана дебютная короткометражка Мэддина об отце-покойнике. Тут не столько немое кино, сколько авангардизм. Тоже ничего не поняла, и тоже интересно смотрелось:)

Каурисмяки Аки. Я нанял убийцу. Великобритания-Финляндия, 1990, цв., 79 мин.
Поединок двух неудачников. Один собрал последние деньги и нанял себе убийцу, другой принял заказ и приступил к выполнению.
Разумеется, я сочувствовала киллеру, гоняющемуся за главным героем:) И разумеется, это фильм о киллере, а не о его жертве-клиенте.

Стеллинг Йос. Марикен из Ньюмейхен. Голландия, 1974, цв., 82 мин.
Девушка, жившая на отдалённом хуторе, сбежала с каким-то проходимцем, привлечённая его неординарностью. Парень учит Марикен дурным сторонам жизни, но даже таким способом она учится не разочарованию в себе и людях, а полноте чувств и любви к жизни. Так что, пожалуй, всё закончилось хэппи-эндом:)
Начало средневекового цикла Стеллинга (до этого я посмотрела "Элкерлик", "Рембрандт", "Летучий Голландец"). Мне нравится, как Стеллинг показывает вещи. Они не красивые, и не уродливые, они то и другое одновременно и этим вызывают живую реакцию. Даже если речь идёт о кроличей тушке, с которой во весь экран снимают шкурку.

Якубиско Юрай. Матушка-метелица. ЧССР, 1985, цв., 90 мин.
Выключила минуте на 15-й. Очень красивый фильм, и только. Не заметила ничего от фольклорной эстетики, нет настоящих сказочных интонаций. Это само по себе не порок. Вон "Три орешка для Золушки" Ворличека тоже не больно-то следуют эпическому канону. Но у Ворличека получился милый жанровый фильм, а Якубиско зачем-то сделал пышную и одновременно артхаусную аранжировку с невозможным затягиванием действия ради смакования непонятно чем ценных деталей.

Якубиско Юрай. Кровавая графиня Батори. 2008, цв., 135 мин.
Ах, как ловко было дано объяснение, откуда взялась легенда о кусаках-вампирах! Но только я обрадовалась, что смотрю смелую фантазию на серьёзную историческую тему, как сюжет повернул в русло мистики и всё стало запутанно и по-дурацки.

Якубиско Юрай. Возраст Христа. ЧССР (Словакия), 1967, ч/б., 95 мин.
Драма в характерной для 1960-х манере, напоминающей французскую новую волну. Поток флэшбеков, самокопание героя в себе, странноватая порывистая героиня. Если не знать имени режиссёра, ни за что не угадаешь, имхо. Не моё кино, конечно, но взглянуть было любопытно.

Вавра Отакар. Молот ведьм. ЧССР (Чехия), 1969, ч/б., 103 мин.
Основанная на документальных источниках драматическая история массовых инквизиторских процессов в одной из чешских провинций в последней четверти XVII в.
Фильм оказался диаметрально противоположным тому, что я ожидала увидеть. До сих пор не пойму, нравится мне это или нет. Скорее, нет.
Аллюзии на сталинизм более чем понятны - от обвиняемых требуют заявить, что их сообщниками являются указанные лица, а также назвать и какие-нибудь новые имена. Но почему перечисляя соседей, с которыми куролесила на ведьминой горе, ни одна из жертв не сказала "Да и Вы, господин инквизитор, там тоже были!"... Оговариваешь честных людей, так оговори и личного врага, разве это не правильно? Мне странно цепляние персонажей за кривую правду. Как-будто у них какие-то особые личные отношения с мучителями.
Кроме того, ведущая идея - то, что никто не в силах остановить кошмар, кроме императора, а императору никто не доложил. Вот так критика сталинизма!..

Полока Геннадий. Один из нас. Мосфильм. 1970, ч/б. В ролях: Георгий Юматов, Игорь Дмитриев, Николай Гринько, Тамара Сёмина и др.
Канун Великой Отечественной. Через немецкое посольство в Москве действуют нацистские агенты. Чтобы предотвратить диверсию на военном заводе, чекисты просят невозможно упрямого индивидуалиста поддаться вражеской вербовке и разрушить планы немцев изнутри.
Очень неожиданный фильм. Мало того, что Николай Гринько (будущий папа Карло!) играет безжалостнейшего из убийц, так ещё и простая советская девушка стала любовницей (!!) немолодого холостяка. Узнав, что он шпиён, девчонка... продолжает его любить!!!
По-моему, это истинно христианский триллер. Зная, что улыбчивая дурочка-блондиночка спит с врагом отечества, герой всё равно готов ценой своей жизни её спасать, потому что надо бороться за каждую заблудшую душу.

Дзиган Ефим. Мы из Кронштадта. Мосфильм, 1936, ч/б.
Несколько сумбурный сценарий. Есть очень сильные эпизоды:
- группа революционных матросов с конкретными нехорошими целями преследует одинокую прохожую в тёмном пустынном пейзаже прибрежной городской окраины, что вызывает смелые ассоциации с фильмами о маньяках;
- воинское подразделение отправляется на боевые позиции, а камера подробно фиксирует передвижения крохотных детишек, невозможно трогательных; я это восприняла как передачу зрителю остроты чувства дома, безопасности, собственной беззащитности;
- знаменитый ударный эпизод - казнь большевиков через утопление, причём акцент смещён на участь тинейджера, жмущегося к убиваемым старшим товарищам;
- положительная героиня идёт к большевистским окопам со стороны белых, застрелит предполагаемую провокаторшу лучший стрелок или пощадит?!... эпизод будет усилен неожиданным открытием в финале.
Фильм в целом - пример того, как типичный антигерой становится настоящим героем. Пожалуй, действительно надо бороться за каждую душу!:)

Риветт Жак. Очаровательная проказница. Франция-Швейцария, 1991, цв., 229 мин.
Жаль, меня никто не предупредил, что это фильм "говорительный", как "Перед рассветом" Линклейтера. Увы, я не способна воспринимать поток диалогов. Выключила через полчаса.

Tags: 1900-1909, 1920-1929, 1930-1939, 1950-1959, 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, 2000-2009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments