Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Об одном неудачном представителе киберпанка

Знакомясь с понятием киберпанка в кино, обратила внимание, какая печальная участь постигла фильм 1982г. "Трон" режиссёра Стивена Лисбергера с Джеффом Бриджесом в главной роли. Зрители остались недовольны. По крайней мере, так писали в заметках по истории киберпанка. 
В том же году вышел "Бегущий по лезвию бритвы" Ридли Скотта, постепенно закрепивший свои позиции в анналах киноклассики. Что же не так с "Троном"? - думала я.

Тут Американская Гильдия киноактёров расщедрилась на премию Джеффу Бриджесу за лучшую мужскую роль, и настало мне, наконец, время покормить дисковод диском с "Троном".

В корпорации по производству компьютерных игр и программ руководящий пост занимает деятель, стибривший чужие разработки компьютерных игр.
Настоящий разработчик Флинн (в этой роли как раз Джефф Бриджес) уже три года пытается восстановить свой пароль в сети и выудить из компьютерной памяти файл, где обозначено настоящее авторство прибыльных игрушек о битвах "Параноидов". Однако программист-вор поставил на все компьютеры корпорации некую программу-страж ПМК, изначально шахматную игру, которая блокирует все вирусы, засылаемые обиженным Флинном.
Злобный ПМК по собственной инициативе крадёт по всей сети чужие мирные программки - бухгалтерские, например, - и методом гладиаторских боёв заставляет их отречься от верности юзерам и стать на службу ПМК, мечтая превзойти своего разработчика. Революция латиноамериканского типа прямо-таки:)
Тем временем ещё один работник корпорации разработал полезную программу "Трон", которая должна диагностировать и устранять ошибки других программ. Благородный Трон тут же был похищен злодеем ПМК, а разработчик Трона обратился к Флинну за помощью в организации хакерской атаки. 
Стоило Флинну подключиться к компьютеру корпорации, как ПМК... дезинтегрировал парня и из биосферы перенёс внутрь компьютерной реальности. Там, внутри, среди плат и контактов, кипят интриги и вершатся политически важные решения. Перепуганные программы всерьёз выбирают между верностью юзерам и выживанием под пятой ПМК.
Превращённому в компьютерную программу Флинну ничего не остаётся, как найти героического бойца-сподвижника среди пленённых ПМК бухгалтерских программок и вместе с ним, с Троном и с девушкой-программой свергнуть ПМК...

Короче, старый добрый "Властелин колец" в виде скучной компьютерной игрушки. Все в латексе и в шлемах, братство до конца, нужно дойти до Башни, и полный экран компьютерной графики.

Первые пять минут этой битвы за авторские права на "Параноидов" я ещё ничего, смотрела внимательно. Потом вполглаза. Потом вполуха. Потом ушла на кухню заваривать чай. Вернулась к экрану как раз тогда, когда две компьютерные программы (одна из которых, на самом деле, живой человек) принялись целоваться. Знаете, бровью не повела. Если бы у Лисбергера было хоть малейшее чувство юмора (а в фильме персонажи острят довольно много, но всегда неудачно, не смешно), от героини тут же начали бы отпочковываться крохотные компьютерные программки. Хоть какое-то оживление в кадре наступило бы:)

Конфликта нет. Копание в мелких деталях вместо заострения внимания на чудесах. Да там человек был переведён в биты информации и всосан внутрь компьютера, а потом интегрирован обратно! Это ж какой сюжет можно (было) развернуть!
Словом, с "Бегущим по лезвию" вообще не сравнить.

В конце 2010г. ожидается некое подобие сиквела "Трона", которое станет режиссёрским дебютом какого-то умника польского происхождения Джозефа Косински. У парня интеллектуальный вид, спору нет, но на кой ему такой дебют?! Ему примера третьей части "Детей шпионов" для острастки мало, что ли?

Кстати, словарная статья "Киберпанк" сейчас выглядит так:

Киберпанк в кино (англ. cyberpunk – компьютерный беспредельщик, производное от слов cybernetics – кибернетика и punk – отребье) – рождённый с формированием экранной культуры общества вид антиутопии, “в котором миром правят не политики, а мегакорпорации, делающие народы рабами виртуальной реальности, создающие систему тотального контроля” (c) Юрий Гладильщиков. Одна из разновидностей кинофутуристики наряду с постапокалиптикой, К. разрабатывает тему и образ постиндустриального будущего, в котором врастание компьютерных технологий в системы жизнеобеспечения общества (или каждого индивидуума в отдельности) привело к непрогнозируемым и неуправляемым социальным и психологическим последствиям и, в целом, к дегуманизации общества («Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта 1982, «Трон» Стивена Лисбергера 1982, «Газонокосильщик» Бретта Леонарда 1992, «Странные дни» Кэтрин Бигелоу 1995, «Джонни Мнемоник» Роберта Лонго 1995, «Матрица» Энди Вачовски и Ларри Вачовски 1999, «Клетка» Тарсема Сингха 2000). Сюжет К. могут составлять отношения хакеров с транснациональными корпорациями, в том числе управляемыми искусственным интеллектом, а также манипуляции массовым сознанием с помощью технологий, внедрённых в каждый дом (телесериал «Дикие пальмы» Кэтрин Бигелоу и др. 1992, «Разоблачение» и «Хвост виляет собакой / Плутовство» Барри Левинсона 1994 и 1997). Из-за расстановки особых стилевых акцентов К. часто сравнивают с неонуаром. См. также Дизельпанк, Ньюкпанк, Стимпанк.
</span>
UPD: "Трон" оказался не киберпанком!
UPD2: Всё-таки итоговое определение никак не соотносится с термином. Ключевое слово в определении - явно не "панк", а "корпорация". Словом, словарная статья мне нравится, и пользоваться я ею буду, но это статья на слово АнтиКиберУтопия.
А понятие "киберпанк", если оно вообще существует, должно проистекать только из понятия "панк".
Tags: 1980-1989, комиксы, теория кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments