Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"Шоковый коридор" Сэмюэла Фуллера (США, 1963)

Природная практичность, как всегда, подвела меня.
Видимо, "Шоковый коридор" идейно предшествует череде кинолент о пограничных состояниях сознания, вызванных употреблением разного рода галлюциногенов. Герой, добровольно подвергшийся медикаментозному и прочим видам лечения, под воздействием медицинских процедур начинает сходить с ума и ощущать дыхание той самой бездны, в которую опасно вглядываться.
Наркоманская тематика в кино мало привлекает, скорее даже отталкивает. Однако в данном случае Фуллер не переборщил с физиологической подоплекой происходящего, так что ассоциации с "наркоманским" кино не мешали.

А вот что мешало, так это настойчивое проталкивание предпосылки, показавшейся фальшивой. Героиня от старта до финиша пребывает в трагических переживаниях. Повелитель её сердца (муж) собрался с целью журналистского расследования проникнуть под видом пациента в психиатрическую лечебницу и узнать, кто же недавно совершил там убийство. И героиня ужасно боится.

Чего же она боится? Того, что таинственный убийца оставит её сердце без повелителя? По крайней мере, это единственное, что действительно должно было заботить женщину в такой ситуации.
Но нет, героиня настроена философски и смотрит сразу в изогнутый корень проблемы. Ведь в доме скорби герой непременно проникнется общим духом противоречия и по-настоящему примкнёт к пациентам на правах полного шизика!

Собственно, об этом весь фильм: иллюстрация к известной цитате о человеке, вглядывающемся в бездну. Почему только режиссёр-сценарист не дал зрителю самому догадаться об истинном источнике опасности? Зачем так сразу, в лоб кричать о тонких материях? Они же тонкие...

Предпочла бы, чтобы героиня сначала боялась конкретной угрозы (убийцы в клинике), а уже затем параллельно с героем стала бы проникаться абстрактным духом смятения и отчаяния. Имхо, это только усилило бы общее впечатление и помогло сделать полифонию страхов более впечатляющей (в моём случае - просто впечатляющей).

Между тем, нагнетание диссонанса и общая мрачность "Шокового коридора" - выше всяких похвал. Понятно, почему этот фильм знаменит. Знаменитый ливень в больничном коридоре и негр-куклусклановец служат достаточными причинами ставить "Шоковый коридор" в ряд классических произведений.
Tags: 1960-1969, психологический психологизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments