Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Призрак призраку рознь!

"Кайдан Ецуя" (Tôkaidô Yotsuya kaidan, фильм ужасов, 1959, цв., реж. Нобуо Накагава), как я поняла из устного пояснения illa_anna, считается самым популярным из кайданов, известных европейскому зрителю. Красивый, зрелищный фильм ужасов, яркий, со спецэффектами.

Путём физического устранения людей-преград самурай-красавец женился на вожделенной девице, но его страсти хватило не надолго, и вот уже жена с ребёнком мешают самураю войти зятем в дом богатого старика с хорошенькой дочкой. Вместо того, чтобы по старой привычке одним внезапным ударом со спины решить проблему с надоевшей женой, парень устраивает целое шоу по её убиванию, в результате чего умирающая успевает его проклясть как следует. А где проклятье, там и безжалостные призраки...

К сожалению, продемонстрированной персонажами психологической достоверности мне не хватило для того, чтобы за них переживать. Для глаз отлично, а для сердца, пожалуй, маловато.

"Секретная история призрачной кошки" (она же "Призрачный замок", фильм ужасов, 1969, цв., реж. Токудзо Танака) не стала фильмом уик-энда, наверное, только из-за невыносимо низкого качества изображения. Тусклые цвета, неразличимость деталей, однообразно тёмные пятна вместо нервических движений в полумраке... жаль, что нет копии лучшего качества.

Опять-таки, умирающая невинная жертва успела проклясть злодея. Поэтому ей удалось наслать на его замок свою чёрную кошку, налакавшуюся тёплой хозяйской крови. Такая кошка, движимая человеческой кровью в своих жилах, превращается в демона, не отличающего добра от зла и стремящегося только к аннигиляции всего живого в зоне проклятия. Этот демон-призрак способен принять облик любого живого существа, или вселиться в живое существо. Поэтому обитатели феодального замка, где был вероломно убит беззащитный праведник, оказались в том же положении, что и горе-умники из "Нечто" Карпентера.

Казалось бы, и в "Кайдане Ецуя", и в "Призрачной кошке" развивается одна и та же тема мстительности покойниц, умерших насильственной смертью. Но разница подходов поразительна!

Призрак невинно убиенной жены в "Кайдане Ецуя" оказался навязчив, но в целом меланхоличен и малоагрессивен, разве что снова и снова без всякой творческой задоринки насылал на своего вдовца и его подельника призраки ядовитых змей. Сама призрачная мстительница поражала только внезапностью своих появлений и обезображенностью некогда прелестного личика. Ни рожу скорчить, ни демонически захохотать, ни по стенам пробежаться... Только в финале и оживилась чуть-чуть, когда уже и без неё бы живые мстители разобрались с подлецом.

Другое дело - демоническая женщина-кошка. Как всякая кошка, она гуляет, где хочет, и поступает, как хочет, исключительно в соответствии со своей кошачьей натурой. Поэтому ей интересно не только очередной писклявой служанке глотку порвать, но и карпа из пруда выловить и смачно объедать сырым. В похождениях такого бойкого привидения, имхо, увлекательности не в пример больше, чем в причитаниях навеки посиневшей жены-зануды.

P.S.: "Чёрные кошки в бамбуковых зарослях" Канэто Синдо (мой лепет об этом фильме есть здесь) всё равно нравятся много больше, - как нравится любой фильм, где условность фабулы не служит оправданием условности чувств.


Tags: 1950-1959, 1960-1969, привидения в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments