Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Бела Лугоши в фильмах 1930-х

Старые добрые Бела Лугоши и Борис Карлофф не подвели/
Четыре фильма на одном сборнике:
Дракула. США, 1931. Реж. Тод Браунинг.
Дочь Дракулы. США, 1936. Реж. Лэмберт Хиллер.
Ворон. США, 1935. Реж. Лью Лэндерс.
Невидимый луч. США, 1936. Реж. Лэмберт Хиллер.

Странно, именно всем известный "Дракула" смотрелся с наименьшей напряженностью. Видимо, сказывается изначальное знание общей линии сюжета. Но то, что первым покусанным оказался не жених Мины, а Рэнфилд, а также пропущенный эпизод с обезвреживанием беспечно охотящейся на младенцев Люси, - это удивило. А в каком же тогда чёрно-белом фильме я, почти уверена, видела сцену с Люси, скалящейся на зрителей из гроба? В любом случае, фильм Вернера Херцога мне нравится больше всех прочих виденных "Дракул/Носферату", так что ни Рэнфилд, ни Люси особого значения не имеют. Так просто, удивилась.
Самое поразительное в "Дракуле" Браунинга - то, что Бела Лугоши играет вампира без спецгрима. Без клыков, а веришь, что вампир...

Самый-самый - конечно, "Ворон". Сумасшедший гений (Бела Лугоши) осуществил свой план подвергнуть группу людей пыткам, взятым из сочинений Эдгара Аллана По. Он так по-детски непосредственно радуется своей затее, что нельзя не вспомнить тот чудный советских ещё времён мультфильм, где злые капиталисты хотели подвергать население "пыткам в области стоматологии":) Всё-таки фильмы, где так непосредственно и живо обнажаются простейшие, совершенно дурацкие подростковые и даже детские кровожадные фантазии, - на такие фильмы реагирую наиболее чутко. Доктор, это зловещий симптом, да? Молчите, доктор, сама знаю:)
С другой стороны, именно на таком материале Беле Лугоши наконец-то нашлось, что играть. В общегуманистическом смысле это роль таланта/гения, лишённого сострадания. Таких ведь полным-полно и в довоенном, и в послевоенном кино, правда? Совершенно одинаковые злодеи, часто считающие себя ницшеанцами. Лугоши взглянул на роль с другой стороны, ухватил психиатрическую сторону вопроса и сыграл социопата-экстраверта, который руководствуется не правильно или ложно понимаемыми нормами морали или философской доктриной, а исключительно внутренними импульсами. Полагаю, только благодаря этому актёру удалось продемонстрировать такой грамотный баланс садизма, инфантильности и мизантропии в одном персонаже.
К слову сказать, мне сейчас впервые пришло в голову, что интернетный тролль - это и есть современный социопат-экстраверт. Никуда мы от них, гадов, не денемся. Мы им нужны, их к нам тянет.

"Дочь Дракулы" впервые видела по ТВ ещё где-то в 1990-е, в свою бессознательную пору кинопотребления. На фоне накопленного кинобагажа эта лента произвела более сильное впечатление, чем при первом давнем просмотре. Теперь, когда я знаю, как редки и малоудачны бывают образы антропоморфных демонов, мечтающих стать живыми людьми, - теперь дочь Дракулы оценивается мною выше номинала.
И опять-таки, искусство достоверности здесь обошлось без клыков.
К сожалению, Лэмберт Хиллер слишком увлёкся комедийными репризами отдельных эпизодов. Сценаристы явно хотели усилить эффект от одного выигрышного жанра эффектом от другого выигрышного жанра. И впрячь в одну телегу коня (комедию) и трепетную лань (фильм ужасов). В итоге, комедия из "Дочери Дракулы" получиться не смогла, но и всерьёз пугаться тоже не получается, хотя есть потенциально жуткая и полная саспенса сцена подготовки нападения вампирши на невинную деву.
(Хм, хотя это сборник фильмов с Белой Лугоши, Белы Лугоши-то здесь и нет).

В научно-фантастическом "Невидимом луче" Бела Лугоши отошёл на второй план, а главную мужскую роль сыграл Борис Карлофф. Гениальный аристократ-вырожденец из Восточной Европы поддержан ведущими учёными Западной Европы, но счастья ему это не принесло. Отдав дань радиации и плазменным лучам, сюжет переключился на разборки спятившего гения с супругой, сбежавшей в объятия любовника.
А я только недавно посмотрела снятый в том же 1936г. польский фильм, где сюжет также развивается в метаниях гения между призванием всей жизни и любовью к неблагодарной изменщице-жене - "Его большая любовь" Мечислава Кравича и Станиславы Пежановской со Стефаном Ярачем в главной роли.
Тут непременно должна быть какая-то параллель, даже с чисто формальной точки зрения. Во-первых, интересен сам конфликт идеального (одержимость профессией) и земного (одержимость женой). Во-вторых, примечательно одинаковое разрешение этого конфликта: и у американцев, и у поляков герой благословляет свою стерву и помирает, причём в ущерб профессиональному успеху.
Tags: 1930-1939, вампиры в кино, гиньоли, фантастика, хорроры
Subscribe

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Социологическое

    Интересно, найдёт ли кто-нибудь способ узнать, есть ли корреляция между приязнью к зомби-фильмам и ковид-диссидентством. И если корреляция есть, то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments