Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Доктор Джекилл и мистер Хайд" В.Флеминга (США, 1941)

Из фильмов по данной книге Стивенсона видела пока что только экранизацию Александра Орлова (СССР, 1985).
Сам по себе сюжет о докторе Джекилле и его альтер-эго мистере Хайде - на любителя. Чтобы вообще без внутреннего протеста воспринимать книгу и её экранизацию, надо иметь искреннее убеждение в том, что освобождение от комплексов и сдержек, данных воспитанием, приведёт обязательно к проявлению порочных сторон человеческой натуры.
В этом смысле с куда меньшим скепсисом отношусь к сюжету о Маугли ("Дикий ребёнок" Франсуа Трюффо, 1969), где произвольно росший в лесу одинокий сирота оказывается не добрее и не злее всех прочих людей.

Но понятно, что своей книгой Стивенсон вовсе не пытался доказать, что в глубине души каждый из нас хотел бы вкусить прелестей хамства, тиранства, садизма, убийства и сексуальной невоздержанности. Речь идёт исключительно о возможной альтернативе, отношение к которой каждый человек обязан сформулировать сам для себя и честно.
То есть, имхо, конфликт Джекила и Хайда примерно тот же, что и в "Пятой печати" Золтана Фабри (Венгрия, 1977) - согласен ли данный конкретный человек стать на сторону зла, если уверен в полной безнаказанности.

Так что советскую экранизацию оставляю в личных лидерах, она мне идейно ближе, поскольку там основной темой сделан ужас перед злом.
В фильме Флеминга глаз не оторвать от Спенсера Трейси в гриме Хайда. И сами по себе грим и мимика жутчайшие, так ещё и спецэффект "преображения" Джекилла в Хайда и обратно - тоже жуткое зрелище.
Увы, оценка Джекиллом своих деяний в ипостаси Хайда как-то спущена на тормозах, и смотреть на Спенсера Трейси в образе благопристойного доктора совсем не интересно после его воистину диких гримас в образе Хайда.

Главная жертва Хайда, героиня Ингрид Бергман, особого сочувствия не вызывает, та ещё штучка. Сама хотела сделать Джекилла своей жертвой, сделала ставку на пробуждение в нём звериных импульсов, вот и доигралась. В этой сюжетной линии всё красиво и логично.
А вот линия невесты Джекилла показалась довольно занудной, даже несмотря на добавку перчика в виде публичных поцелуев и попытки изнасилования. Исключительно субъективно сужу, конечно.
Tags: 1940-1949, гиньоли, фантастика, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments