Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Киберхолокост 2200" - орлёнок из diy-гнезда

Центральные телеканалы любят рассказывать о необычных случаях сумасшествия на просторах матушки-Руси. Кто особняк из пивных бутылок строит, кто самолёт в гараже из ничего собирает, кто поляков ведёт в Москву через болото, кто кормит полсотни уличных шавок на одну пенсию... масса людей находит себе странные занятия.

Стоит ли удивляться, что однажды среди зарослей обжитого павлинами и страусами сушняка, на ветвях которого одиноко догнивают перезрелые бананы, одному умельцу (зовут его Алексей Шведов) удалось заснять встречу Бармалея с ролевиками на цветущих просторах будущей Антарктиды? В наших антарктидах и не такие чудеса бывали.

Постапокалиптический-киберсплотейшен-мюзикл (Россия, 2007, цв., 34 мин.)
Реж., автор сценария, автор текстов песен, оператор, монтажёр Алексей Шведов

В ролях: Михаил Новичков – киборг Нейтронг, Андрей Сенин – брат Аминь, Света Шведова – киборг Константа, и др.

СИНОПСИС</a> Александра Первунина</a>: Война людей с созданными ими киборгами свела на нет достижения цивилизации, и вся Земля обратилась в руины. Америка затонула. Прочие острова и континенты стали радиоактивными кладбищами разумной жизни. И только шестому, самому южному материку, Антарктиде, несказанно повезло – глобальное потепление настолько преобразило его суровый климат, что сделало сносным человеческое (и бесчеловечное) существование. Киборги нещадно угнетают остатки прежних земных обитателей, используя тех в качестве рабов, доноров и пищи. Но люди восстают против их ига и начинают вести партизанскую войну, истребляя роботов при любом удобном случае. Летающий гараж великого Нейтронга совершает вынужденную посадку неподалёку от подземной монастырской общины. С целью ликвидировать киборга и освободить заключённых из воздухоплавающей темницы, к месту приземления направляется брат Аминь, чьё скрытое в полноватом теле сердце горит возвышенной ненавистью к механическим существам любого пола. Преодолев неисчислимые препятствия, обладатель красного стеклышка от фотоувеличителя заместо глаза Нейтронг и обряженный в немыслимую розовую хламиду брат Аминь встречаются в решающем поединке в стенах фабрики госпожи Константы по производству клея для воздушных подушек. ...Поэт и музыкант, Алексей Шведов сполна использовал наработанный годами профессионализм. «Киберхолокост» - не только и не столько пародия на киберпанк, постапокалиптику и хоррор, снятая в российских реалиях и задёшево, сколько полноценный мюзикл с запоминающимися мелодиями и врезающимися в память текстами песен.

Целиком «Киберхолокост 2200» можно посмотреть здесь:
</span>

 


Сам Алексей Шведов в пылу обороны рубежей своей стыдливости многократно отрёкся от любой попытки найти смысл в его произведении и оставил за «Киберхолокостом 2200» права чисто технологического опыта съёмки и монтажа.
Поскольку я не связана условностями авторства, а только в процессе просмотра ощущала непреодолимое желание оказаться на съёмочной площадке, чтобы досыта накомандоваться и раздать десятки ЦУ (т.е. ценных указаний), не вижу проблемы в выпирающей из «Киберхолокоста» микробюджетности.

По условиям съёмки и по уровню задействованных ресурсов, технических и человеческих, фильмы «Лес живых мертвецов», «Займ» и «Киберхолокост 2200» Алексея Шведова – общая информация о них вот здесь – типичные любительские игровые жанровые фильмы. Этот род произведений diy-кино не так прост, как кажется.

Diy-кино (аббревиатура от англ. do it yourself”, букв. “сделай сам”) – пришедший из английского языка синоним любительского кино, применяемый обычно к художественно-игровым и документально-игровым фильмам, произведённым энтузиастами в порядке эксперимента для аудитории более широкой, чем круг семьи и друзей. Diy-кинематограф характеризуется 1) микробюджетностью, 2) минимализмом в выборе выразительных средств, 3) неподцензурностью, 4) распространяемостью через некоммерческие или неподконтрольные государству каналы. Понятно, что царица diy-кинематографа – домашняя порнография, но и мирным ролевикам нашлось почётное место в жёсткой иерархии внепрофессионального кино. А особо продвинутые умники ни мало не стесняясь запечатлевают на плёнку и цифру живые инсталляции личных философских обобщений а’ля Андрей Тарковский.

Имхо, минимализм в выборе выразительных средств – вот та главная особенность diy-кинематографа, которая делает его достойным предметом изучения. Поневоле изощряясь, любители стремятся достичь больших эффектов минимальными средствами.
Естественно, что большой эффект можно произвести как искусностью кинематографического отражения, что сложнее, так и шоковой детабуизацией, что легче. Поэтому зачастую самодеятельные режиссёры пускают на самотёк эту важнейшую возможность сделать свои произведения художественными, заполонив эфир репортажами о безыскусно оторванных конечностях. И я вполне доверяю pamupe_cc (он же Безумный Сессил Б.), когда он констатирует общий низкий уровень постсоветской diy-продукции в отзыве на латышский diy-фильм «Рубка Штыковой Лопатой».

Вот и «Киберхолокост 2200», самоироничный по форме и трогательно доверительный по содержанию, получил со стороны собственного автора немало упрёков: “Снято всё безобразно. Ругать меня за это смысла нет, поскольку мы снимали в первую очередь для себя – мне просто было интересно некоторые мысли перевести на экран. Все ошибки я прекрасно вижу и знаю, поэтому постарайтесь поменьше гневаться:). Это наш третий фильм, после чего я с кинематографом завязал” – высказался Алексей ещё в 2007г. Или вот его недавний отзыв о «Киберхолокосте»: “Плохо снятое, непрофессиональное безбюджетное кино, хоть и забавное местами. Интерес представляет только для тех, кому любопытно посмотреть, как можно реализовать неплохой сценарий в полностью антипрофессиональных условиях...

Собственно, а что упрекать микробюджетку в микробюджетности? Уважаемые зрители, лучше посмотрите, как органично смотрятся роскошные павлиньи хвосты среди прочих, порой нарочито невзрачных, кадров. Так что продукция любительской студии Алексея Шведова – явление не более маргинальное, чем сам любительский кинематограф, имеющий давнюю историю и практически неизученный и неиспользуемый потенциал.

Больше всего мне лично понравился начальный фрагмент «Киберхолокоста 2200», созданный по законам фотофильма, когда движение заключено не в смене кадриков, а в домысливаемом зрителем движении статичных образов. Фотофильм – род кинопроизведения специфического монтажа, близкий по технологии создания и принципам восприятия к слайд-шоу, комиксам и диафильмам. Это фильм, составленный из статичных кадров или обычных фотографий с закадровым текстом и музыкой. Самый известный фотофильм – «Взлётная полоса» Криса Маркера 1962. У Алексея Шведова получился весьма медитативный, но зубастый, экологический фото-клип под песню об Антарктиде.

В качестве сценариста Шведов тоже не подкачал. Есть ли хоть какой-то аспект апокалиптической фантазии, который не был бы достаточно раскрыт за 34 минуты хронометража? Мифология военно-экологической планетарной катастрофы разработана литературой и жанровым кинематографом настолько, что часть сопровождающего фильм текста мне показалась даже излишней. Кстати, наличие и визуальное качество титров – то единственное, что категорически не понравилось в «Киберхолокосте 2200». Букв много, и они мелкие на пёстром фоне. Лучше бы киборг Нейтронг прочёл маленькую лекцию своим рабам, или выступил бы закадровый чтец “подземного” человеческого радио.

Ещё с некоторыми режиссёрскими решениями можно поспорить. Скажем, понятно, что при обсуждении киборгами количества запланированных к отрезанию человеческих ног в кадр просятся не сами киборги, а их потенциальные жертвы. Принято ведь жертв на первый план выдвигать, разве нет?

Пусть Шведов пренебрёг кое-где законами традиционной режиссуры, баланс во взаимоотношениях киборгов, людей и мутантов выдержан идеально. Самая яркая особенность этого странного мира странных существ – то, что наиболее к модели взаимоотношений в человеческом сообществе приближены киборги. У них есть какая-никакая промышленность, торговля, социальное неравенство, культурные манифестации. Киборг, легендарное существо, чья мощь и стилистическая завершённость воспеваются со времён «Терминатора», в общекультурном смысле может выражать собою идею тоталитарного государства, отчуждённого от граждан и противостоящего им. Вот в «Киберхолокосте» киборги этим делом и заняты. Выражают идею государства. В пародийном ключе, само собой. Особенно порадовало возмущение киборга Константы тем, что с нею смеют препираться “звери”. Чисто бюрократическое такое недовольство:)

Согласно сюжету, спроектированные людьми киборги издавна прониклись духом фатализма и мизантропии. Тем не менее, друг с другом у киборгов чисто деловые отношения, а к людям их тянет физически. Удовлетворять свою тягу жестами любви и милости (как, например, гиганты-инопланетяне в мультфильме «Дикая планета» Рене Лалу 1973) киборги не способны, поэтому самовыражаются через отрезание конечностей (канибаллизм, опосредованное присвоение личности), сдирание кожи для починки поверхности кибернетического организма (прямое присвоение личности) и простое убийство (сублимация самодеструкции).

Асексуальность тяги кибернетических организмов к физическому контакту с людьми подчёркнута статусом главного героя из мира homo sapiens – брата Аминя. Он монах, молчаливый, улыбчивый, закутанный в забавное розовое полотнище условно-буддистского вида. Тогда как “киборг-злодей, убийца людей” Нейтронг доходит до крайности в своей деструктивной агрессии, брат Аминь твёрдо держит высокую планку гуманности, отпустив с миром двух грабителей-мутантов, пытавшихся отнять у него миску с едой.

Алексей Шведов, думаю, немало повеселится, читая вышеизложенное. Асексуальность, да...:) Справедливости ради замечу, что со “взрослыми” темами полный порядок в «Займе», и даже есть красивая высокохудожественная эротическая сцена “женщина в дУше”, за которую отдельное браво Свете Шведовой.

Всё же намеренное исключение из сюжета “слишком взрослых” мотивов чревато превращением персонажей постапокалиптики в персонификации абстрактных идей. А ведь зритель всё равно стремится отождествить себя с одним из симпатяг с экрана. Ничего не поделать, в «Киберхолокосте» зрительские симпатии с наибольшей вероятностью привлекает кровожадный киборг Нейтронг. С одной стороны, экспрессия и мужественная красота актёра Михаила Новичкова вызывают полное одобрение, с другой стороны, злодеяния его персонажа поданы с деликатнейшей степенью условности, и даже избитый Нейтронгом брат Аминь лишается чувств с блаженной улыбкой на слегка окровавленных устах:)

Тут, полагаю, самое время перейти к такому важному аспекту «Киберхолокоста 2200» и жанрового diy-кинематографа в целом, как открытое следование образу мысли и стилистике мистериальных ролевых игр живого действия, в связи с чем можно (с долей осторожности, конечно) говорить об rpg-направлении в любительском кинематографе.
Вот эта фраза из краткой обзорной статьи: Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых ролевых играх её вообще нет. Главной задачей может выступать развитие персонажа, правильный отыгрыш или исследование мира”, – представляется мне ключевой применительно к diy-кино. Следование правилам ролевой игры может погубить фильм, в котором действия персонажей станут детализироваться с излишней дотошностью, а хронометраж действий – приближаться к реальному. Кстати, один из характерных недостатков рядовой продукции раннего кинематографа, фактически вплоть до 1940-х годов!

Поэтому, как ни странно, впечатление тяп-ляп сделанности может идти только на пользу произведению любительского кинематографа в том случае, если оно, действительно, не манифестирует иных ценностей, кроме игровых. Только тогда, например, непрофессионально поставленная драка имеет полное право и даже обязана начаться и закончиться так, как требуется игре, а не в сообразии с демонстрируемыми техниками боя.

С этой точки зрения, жанровый diy-фильм, предельно обнажающий все игровые моменты, отвечает потребности зрителя более глубокой, чем простое любопытство к чужому забавному хобби. Да, это потребность непосредственного участия в игре, и поэтому зрители никогда не будут вполне довольны большинством diy-фильмов – нельзя же наслаждаться играми, о которых тебе рассказали, но не позвали в команду, - но это именно потребность. Фильмы “плохо сделанные” нужны не меньше, чем фильмы совершенные. Рядом с шедеврами киноискусства всегда будут стоять на киноманских полках засмотренные кассеты/диски заветных guilty plesures, рядом с императорским театром всегда будет собираться толпа у пошлого кукольного балагана, и низкое всегда будет смеяться над высоким, чтобы высокое не забывало, откуда у него ноги растут.

Tags: 2000-2009, комедии, малобюджетное кино, мюзиклы, постапокалиптика
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment