Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Кино любительское, любительское кино

В дополнение к предыдущему посту - маленький очерк истории любительского кинематографа.

Изначально diy-кино существовало как экзотическая и технически сложная форма эстетического самовыражения и эксперимента, подпитываемая традициями домашних любительских театров.

Например, в 1926 г. в Польше профессор варшавской Школы изящных искусств Тадеуш Прушковски (1888-1942) снял в качестве режиссёра, оператора и продюсера полнометражную комедию «Szczęśliwy wisielec, czyli Kalifornia w Polsce» («Счастливый висельник, или Калифорния в Польше»).


В качестве кинематографистов-любителей начинали свой путь в кино Рене Клеман в 1931 г. и Душан Макавеев в 1953–1958 гг., а 14‑летний Ален Рене в 1936 г. самостоятельно поставил любительский фильм «Фантомас». С любительской короткометражки, снятой при помощи друзей и соседей и превращённой в полный метр, началась бурная кинокарьера молодого новозеландца Питера Джексона («В плохом вкусе» 1989).


Однако съёмка фильма как частная инициатива может относиться к явлению, сравнимому с графоманией, – так, некий Виктор Адамсон под псевдонимом Дэнвер Диксон ежегодно снимал в США по несколько бездарных копеечных вестернов в начале 1930‑х гг.


Эпоха 16‑миллиметровой киноплёнки породила целую плеяду режиссёров-одиночек, в зависимости от эстетических установок кинокритики относимых к бездарным режиссёрам-графоманам низкобюджетных фильмов-эксплотейшен или к независимому кино. Например, американский школьник Натан Шифт, имея бюджет в 400 долларов, снял в 1979 г. фильм ужасов со спецэффектами «Ласки разорвали мою плоть».


В 1960‑х гг. в СССР и странах Восточной Европы получили распространение объединения кинематографистов-любителей, которым государство позволяло занимать нишу хроникально-документального кино. Духовная атмосфера кинолюбительского движения в Польше 1970‑х гг. нашла своё отражение в фильме «Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлёвского 1979.


Появилась и адресованная непрофессиональным режиссёрам-постановщикам и документалистам литература. Например, на русском языке выходили книги Кшиштофа Занусси “О монтаже в любительском кино” 1968 и “Беседы о любительском кино” 1978. См. также: Кудряшов Н. Как самому снять и показать кинофильм: Практическое руководство для кинолюбителя. М.: Искусство, 1961. 320 с.; Шнейдеров В. Кинолюбитель-путешественник. М.: Искусство, 1968. 76 с.; Страдомский Вислав. Снимаем любительский кинофильм / Пер. с пол. И.Б. Гордийчука. М.: Искусство, 1975. 128 с.: ил.

Ценнейшую информацию о мифах и реалиях любительского игрового кино в СССР собрал в одном посте и в комментариях к нему mimoid, благодаря чему я узнала, что данное явление не ограничивается одной лишь короткометражкой «Лесоруб» легендарного некрореалиста Евгения Юфита 1985.

В 1990‑2000-х гг. распространение цифровых технологий и удешевление любительских видеокамер резко увеличили персональные возможности любого члена общества произвести съёмку фильма на собственные средства. Небольшой обзор движения diy-кинематографистов за рубежом дан по ссылке.
Поскольку одновременно приобрели широкую популярность ролевые игры и различные формы поощрения медийности и публичности, следовало ожидать появления становящихся популярными “мейнстримных” любительских фильмов. Однако усилия diy-кинематографистов оказались в большей степени сосредоточены на прямой эксплуатации, а также и пародировании, маргинальных жанров gore-movie (от англ. gore – запёкшаяся кровь и (поэтич.) пролитая в сражении кровь; (малоупотребит.) в рус. искажении «гор»). Это общее название нескольких поджанров фильма ужасов, в которых эффект ужасного достигается не столько ожиданием, сколько самим показом сцен намеренного членовредительства и убийства холодным оружием, снятых в нарочитой манере, с неприкрытым смакованием страданий, с порнографическим реализмом в демонстрации крови и внутренностей жертв. Ведущими представителями жанра в diy-кино считаются (т.е. возможно считаются, я в этом совершенно не ориентируюсь) немец Андреас Шнаас и американец Тодд Шитс, сравнение творческого почерка которых произвёл accionmutante.
Молодёжная среда немедленно выдвинула такие поджанры снаффа (маргинальный даже среди маргинальных жанр документальной и псевдодокументальной демонстрации подлинных сцен антисоциального поведения, насилия, убийств), как “коллективное избиение одноклассника” и “нападение скинхедов на мигранта”.
В то же время, параллельно продолжает развиваться устоявшийся ещё со времён основания телевещания благопристойный и скучный поджанр документальных “юбилейных” и “презентационных” фильмов, описывающих деятельность предприятия и/или биографии его работников.

В силу экономических причин, в современной России в нише diy-кино вынуждены дебютировать многие профессионалы. Пример - знаменитый комедийный триллер «Dead line» Павла Руминова 2004.

Обычная форма современного diy-кино – любительская видеосъёмка в технике безмонтажного фильма (англ. in-camera editing, изначально безмонтажным называли фильм, снятый монтажными кадрами в правильной последовательности сцен на одну киноплёнку с использованием только внутрикадрового монтажа и кадрирования). В таком качестве diy-кино рассматривается и как особая форма в профессиональном кино, ведь путём широкого использования субъективной камеры diy-фильм ставит зрителя в центр повествования, делает его непосредственным участником событий и “автором” фильма. Поэтому определённую ценность приобрели стилизации под diy-кино («Ведьма из Блэр: курсовая с того света» Дэниела Майрика и Эдуардо Санчеза 1999, «Без цензуры» Брайана Де Пальмы 2007, «Репортаж» Пако Плаза 2007, «Монстро» Мэтта Ривза 2008).

В эру персональных компьютеров в diy-кино распространился такой подвид “монтажного фильма”, как перемонтаж и переозвучание популярных фильмов и их фрагментов (например, такой жанр как фанвидео-кроссовер или сделавшийся чрезвычайно популярным благодаря телешоу КВН “смешной перевод” в духе Гоблина). Вообще же монтажный фильм – вполне серьёзная кинематографическая форма, жанрово-техническая разновидность документального и, реже, игрового кино. Это фильм, смонтированный из фрагментов фильмов предыдущих лет с целью придания им нового звучания и смыслового наполнения, т.е. без сохранения монтажных фраз исходного материала (“паракинематограф” авангардиста Кена Джейкобса, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма 1965, «Сады скорпиона» и «Остров мертвых» Олега Ковалова 1991 и 1992, «Конструктор красного цвета» Андрея И. 1993, «Не кури эту сигарету» Кеннета Энгера 2000). Но также, в силу технологических причин, монтажный фильм – одна из излюбленных форм современного любительского кино.

Tags: теория кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments