Мне тоже вряд ли удастся адекватно описать свои впечатления.
Но не написать было бы ещё более неправильным:)
Первые же кадры отсылают к будущей "Олимпии" Лени Рифеншталь. Шесть мускулистых парней с красивыми ножками соревнуются, кто удачливей в метании копья в рыбу с отмели. Признанный победитель - Матахи, чьё копьё не знает промахов. Взобравшись на валун, он исполняет нечто вроде победного рэпа без слов.
Отправившись с открытого берега лагуны в глубь острова к водопадам освежиться, друзья застукали купающихся девиц. Ну как удержаться от соблазна потискать девчонок? Матахи и тут впереди всех, и хохочущая наяда попадает в его объятия с первого охотничьего прыжка.
И тут в этой полинезийской идиллии звучит первый тревожный звоночек диссонанса. Юная красавица Рери, которая не купалась вместе с ровесницами, а сидела на берегу речушки чуть поодаль, выглядывает из-под местных лопухов - совсем как Дюймовочка из бутона - и тоже смеётся. Матахи из чисто хулиганских побуждений подкрадывается к ней и утаскивает под лопухи. Тут же вырвавшись, Рери что-то кричит в адрес насмешливых девушек и швыряет одной из них в лицо венок.
Что кричит? Не узнать, фильм немой. Но между нею и обиженной девчонкой тут же завязывается драка. Всё по-взрослому, никаких шуток! У девчонки подбит левый глаз и её утешают подруги, а плачущую Рери остался утешать Матахи.
И тут - всеобщий сбор островитян. Суета, беготня, все кидаются к лодкам, даже дети. Парусник! Парусни-и-ик!
К вождю племени прибыло послание от вождя всех полинезийцев: девственница Рери объявлена табу. Её невинность и девичья честь отныне служат залогом чести всего племени, а ослушника ждёт смерть.
Рери в трансе от горя. Но в честь новой жрицы Рери и вождя Хиту, хранителя её чести, устраивается весёлый праздник с танцами ...где Махати даёт всем понять, что табу его не остановит. Рери всецело за и даже начала снова улыбаться... Старый Хиту разгневан её легкомысленным отношением к личной жизненной миссии.
Махати и Рери сбежали с патриархального острова на остров, где белые и китайцы наладили скупку жемчуга у туземных ныряльщиков. Новобрачным не понять большой политики, но белые заинтересованы в выдаче Рери её племени, поскольку хотят поддержать патриархальные основы уклада жизни туземцев. Когда есть жемчуг, можно откупиться... но это был их последний жемчуг, а на что жить?
Рери по ночам видит в дверях хижины сердитого Хиту. Тот грозит метнуть копьё в спящего Махати и требует от Рери вернуться на родной остров. Втайне от мужа, убитая горем Рери покупает билет на парусник... а при свете дня она готова изображать для Махати радостную безмятежность, лишь бы оттянуть момент трагического прощания.
У Махати тоже есть тайна от Рери. По своей наивности он быстро попал в долговую кабалу. Но парень знает способ, как раздобыть хороший жемчуг. На острове ныряльщиков тоже есть своё табу - глубокое место у берега, где лучшие раковины охраняет акула-людоед...
Ну а закончится всё так, как и должны заканчиваться подобные истории о нарушенном табу.
Полагаю, в качестве кинематографических параллелей, помимо несущественной параллели формы ("Олимпия"), нужно обязательно прибавить существенную параллель содержания - "Древо желания" Тенгиза Абуладзе (Грузия-фильм, 1977). Мурнау по-любому предвосхитил оба этих великих фильма, может, не так масштабно, чтобы говорить о последующих заимствованиях и парафразах, но идейно совершенно точно предвосхитил.
Ещё в "Табу" удивительная пластика тел. Фигурка Рери похожа на мягкую глину, а разворот плеч у парней, залезших на снасти парусника, - как на картинах Гогена.
Фильм очень чувственен. Помимо собственно эротических туземных плясок, много моментов, когда в рамку кадра вписано множество тел, тесно контактирующих обнажёнными участками.
Между прочим, таитянка-актриса Рери (чьё европейское имя - Энн Шевалье; 1912-1977), три года спустя сыграла главную женскую роль в "Чёрной жемчужине" польского режиссёра Михала Вашиньского. Там тоже туземные танцы, но фильм ещё и звуковой, так что можно послушать её голос. Она там среди прочего поёт-мурлыкает песенку "Я хочу стать белой для тебя":)
В "Чёрной жемчужине" Рери играет туземку, живущую с мужем в Варшаве и обучившуюся светским манерам, вплоть до правильного ношения шляпок.
А в "Табу" она такая: