Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Табу" Ф.В.Мурнау (1931), или Может ли Ассоль стать простой бабой

Почему-то нагуглились только два развёрнутых русскоязычных отзыва на "Табу" Мурнау (страница на IMDb). Один в журнале vergili, другой на Синематека.ру. И ни один из них не исчерпывает задачу "первого приближения" для тех, кто хочет понять, смотреть или пропустить.
Мне тоже вряд ли удастся адекватно описать свои впечатления.
Но не написать было бы ещё более неправильным:)

Первые же кадры отсылают к будущей "Олимпии" Лени Рифеншталь. Шесть мускулистых парней с красивыми ножками соревнуются, кто удачливей в метании копья в рыбу с отмели. Признанный победитель - Матахи, чьё копьё не знает промахов. Взобравшись на валун, он исполняет нечто вроде победного рэпа без слов.

 

Отправившись с открытого берега лагуны в глубь острова к водопадам освежиться, друзья застукали купающихся девиц. Ну как удержаться от соблазна потискать девчонок? Матахи и тут впереди всех, и хохочущая наяда попадает в его объятия с первого охотничьего прыжка.

И тут в этой полинезийской идиллии звучит первый тревожный звоночек диссонанса. Юная красавица Рери, которая не купалась вместе с ровесницами, а сидела на берегу речушки чуть поодаль, выглядывает из-под местных лопухов - совсем как Дюймовочка из бутона - и тоже смеётся. Матахи из чисто хулиганских побуждений подкрадывается к ней и утаскивает под лопухи. Тут же вырвавшись, Рери что-то кричит в адрес насмешливых девушек и швыряет одной из них в лицо венок.

Что кричит? Не узнать, фильм немой. Но между нею и обиженной девчонкой тут же завязывается драка. Всё по-взрослому, никаких шуток! У девчонки подбит левый глаз и её утешают подруги, а плачущую Рери остался утешать Матахи.

И тут - всеобщий сбор островитян. Суета, беготня, все кидаются к лодкам, даже дети. Парусник! Парусни-и-ик!


К вождю племени прибыло послание от вождя всех полинезийцев: девственница Рери объявлена табу. Её невинность и девичья честь отныне служат залогом чести всего племени, а ослушника ждёт смерть.

Рери в трансе от горя. Но в честь новой жрицы Рери и вождя Хиту, хранителя её чести, устраивается весёлый праздник с танцами ...где Махати даёт всем понять, что табу его не остановит. Рери всецело за и даже начала снова улыбаться... Старый Хиту разгневан её легкомысленным отношением к личной жизненной миссии.

 


Махати и Рери сбежали с патриархального острова на остров, где белые и китайцы наладили скупку жемчуга у туземных ныряльщиков. Новобрачным не понять большой политики, но белые заинтересованы в выдаче Рери её племени, поскольку хотят поддержать патриархальные основы уклада жизни туземцев. Когда есть жемчуг, можно откупиться... но это был их последний жемчуг, а на что жить?

 

Рери по ночам видит в дверях хижины сердитого Хиту. Тот грозит метнуть копьё в спящего Махати и требует от Рери вернуться на родной остров. Втайне от мужа, убитая горем Рери покупает билет на парусник... а при свете дня она готова изображать для Махати радостную безмятежность, лишь бы оттянуть момент трагического прощания.

 

У Махати тоже есть тайна от Рери. По своей наивности он быстро попал в долговую кабалу. Но парень знает способ, как раздобыть хороший жемчуг. На острове ныряльщиков тоже есть своё табу - глубокое место у берега, где лучшие раковины охраняет акула-людоед...

Ну а закончится всё так, как и должны заканчиваться подобные истории о нарушенном табу.

Полагаю, в качестве кинематографических параллелей, помимо несущественной параллели формы ("Олимпия"), нужно обязательно прибавить существенную параллель содержания - "Древо желания" Тенгиза Абуладзе (Грузия-фильм, 1977). Мурнау по-любому предвосхитил оба этих великих фильма, может, не так масштабно, чтобы говорить о последующих заимствованиях и парафразах, но идейно совершенно точно предвосхитил.

Ещё в "Табу" удивительная пластика тел. Фигурка Рери похожа на мягкую глину, а разворот плеч у парней, залезших на снасти парусника, - как на картинах Гогена.

 

Фильм очень чувственен. Помимо собственно эротических туземных плясок, много моментов, когда в рамку кадра вписано множество тел, тесно контактирующих обнажёнными участками.

 

 

Между прочим, таитянка-актриса Рери (чьё европейское имя - Энн Шевалье; 1912-1977), три года спустя сыграла главную женскую роль в "Чёрной жемчужине" польского режиссёра Михала Вашиньского. Там тоже туземные танцы, но фильм ещё и звуковой, так что можно послушать её голос. Она там среди прочего поёт-мурлыкает песенку "Я хочу стать белой для тебя":)

В "Чёрной жемчужине" Рери играет туземку, живущую с мужем в Варшаве и обучившуюся светским манерам, вплоть до правильного ношения шляпок.
А в "Табу" она такая:

 

 
Tags: 1930-1939
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments