Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"Лебедев против Лебедева" Генриха Габая

Посмотрела "Лебедев против Лебедева" Генриха Габая по сценарию Феликса Миронера (Мосфильм, 1965, ч/б). В главной роли Владимир Рецептер. Из популярных актёров - важные роли второго плана у Леонида Броневого и Михаила Державина. Мелькнул Кахи Кавсадзе.
Кино-демотиватор. Мягко давящее зрителю на все болевые точки разом.

Сиюминутные биографические альтернативы Олега, обычного младшего научного сотрудника в возрасте "под тридцать", показаны без конвенциональных приёмов, то есть зритель почти никогда не знает, происходит действие взаправду или в воображении героя.

Взаправду он трус, приспособленец и неудачник. В воображении всё наоборот. Взаправду живётся так себе, но вполне сносно. В воображении тоже не всё пучком, но иногда очень неплохо.
Взаправду он, что называется, "хороший парень". Тряпка, но чуткий. В воображении - плейбой и конфликтная личность. Выбирайте, какой вам больше нравится.

Кстати, я тут недавно ругалась на "Вечер, поезд" Андре Дельво (Франция, 1968), где тоже неуравновешенная личность играет в игры с альтернативной реальностью. Мол, герой там не мужик, и потому мне лично неинтересен.
Даю поправочку: неинтересен, когда сам не считает свой статус "немужика" проблемой.
В "Лебедев против Лебедева" герой мается именно осознанием своей (гендерной?) никчемности. А поскольку он совершенно обычный советский гражданин, то, конечно, речь шла о гендерной никчемности целого поколения, каким его хотела видеть официальная власть. Лишённым инициативы, напористости и самоуверенности.

Однако, многое из того, на что не решился Олег, легко и непринуждённо делали его ровесники-друзья. Знакомство с прохожей девушкой, конфликт с начальством, укорот доносчику, общественный пендель смазливой карьеристке...
Значит, не было у Олега никаких препятствий для того, чтобы быть "мужиком". Никакая советская власть ему крылья не ломала. Сам скукожился. Хотя в детстве был нормальным пацаном, лез в драку против троих не раздумывая.

Сложный фильм, очень сложный для выстраивания логических цепочек.
Поляки придумали термин "кино морального беспокойства" и подарили его своим фильмам 1970-х. Предлагаю поляков раскулачить. Хороший термин, очень подходящий для фильма Г.Габая.
Из-за сложной биографии режиссёра, "Лебедев против Лебедева" стал практически забытым фильмом. А ведь это был один из манифестов поколения...

Хотела написать что-нибудь одухотворённое. Проверила, что одухотворённого уже написано.
И вот читаю о главном герое: "Скромный, наивный и нерешительный..."
Иногда меня пугают люди, пишущие о кино.
Почему СКРОМНЫЙ? В чём НАИВНЫЙ?
История матёрого конформиста. Для абсолютного большинства из нас - личная история. Круг общения в нужную сторону расширять не умеем, под чью-то власть рано или поздно входим, и гнетут нас люди-тролли.
Кто из нас скромен и наивен, шаг вперёд!

Tags: 1960-1969, арт-кино, психологический психологизм, советская правда, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments