Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Лунная тревога

Лунная радуга: Н/ф по мотивам одноименного романа С.Павлова.
Мосфильм, 1983, цв., 90 мин.
Реж. Андрей Ермаш
В ролях: Владимир Гостюхин, Игорь Старыгин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Георгий Тараторкин, Наталья Сайко и др.

Некая комиссия специалистов (Ливанов, Соломин, Старыгин) проводит расследование случаев разрушительного энергетического воздействия бывших астронавтов на электроаппаратуру.
Пережившие некое облучение мутанты (англосакс Гостюхин и "условный русский" Тараторкин) замкнулись в себе, самоизолировались от общества и ни за что не хотят поделиться с наукой тайнами своих организмов. Расследование приводит комиссию к выводу, что новоприобретённые способности подследственных намного более необычны и уникальны, чем взрывание мониторов изнутри...

История не закончена, экранизирована только первая часть книги - "По черному следу".
Двум сильным, талантливым, умным мужчинам дан некий волшебный дар, но ни радости, ни изумления в них нет. Только усталость, готовность к самозащите... и желание избавиться от непосильного и неподконтрольного чуда.
Ветераны космоса не верят, что общество смогло бы принять на равных существ, биологически столь отличных от тех людей, какими эти существа были до катастрофы на дальней планете. Собственно, всё те же люди, только очень сильные экстрасенсы. Вплоть до молекулярной перестройки собственного тела.
Здесь есть что-то от мучений хоббита Фродо, придавленного тяжестью магического Кольца, рождённого из недр Зла. Ведь и герои "Лунной радуги" получили свою нелёгкую ношу тоже не благим путём. Пользоваться, не пользоваться, чем это для себя обернётся, как людям аукнется?..

Фильм "Лунная радуга" - сообразно литературному источнику - имеет множество признаков отечественной научной фантастики эпохи заката социализма.
На экране некое объединённое человечество с фамилиями преимущественно английскими и русскими,
унифицированный промышленный псевдо-мультикультурализм,
истощение природных ресурсов Земли и промышленное освоение Внеземелья,
и каждый упёртый индивидуалист мыслит масштабами глобальных задач и внутренних комплексов всей цивилизации сразу, не мелочась на личные заморочки.
А ещё что-то такое странное, гнетущее, невербализуемое. Примерно то же, что заставило Макаренко написать такую мрачную третью часть "Педагогической поэмы", где всё хэппиэндово и система конвейерной социализации малолетних гопников срабатывает идеально, но вместо энтузиазма коллективистского созидания всё равно остаётся привкус распада и обречённости.

Я умудрилась так до сих пор и не прочесть "Лунную радугу", хотя "Роман-газету" в год публикации массовым тиражом семья коллекционировала исправно.
Тираж 3,5 миллиона, научно-фантастическое произведение, а adzhaya, видите ли, не удосужилась! Да, бывает...
Вообще-то я фантастику любила читать. С приключениями, монстрами, говорящими профессорскими головами. Даже осилила две трети толстенного романа С.Снегова "Люди как боги", который потом обвиняли в плагиате.

Прочесть "Лунную радугу" не прочла, но в руках-то держала, примерялась, пыталась прочесть... Автор слишком глубоко копал, и девчонки вроде меня выбирали для чтения что-нибудь попроще, поживее, "Джен Эйр" или новеллы Эмиля Золя.

Наверное, оно всё к лучшему. Сужу о фильме по номиналу, без оглядки на литературный контекст. (Хотя не мешало бы, наконец, понять, действительно ли Дэвид Нортон усилием мысли сфальсифицировал странный карт-бланш из Центра, чудом дошедший до бригады разведчиков сквозь магнитное поле, или мне так только случайно показалось в порядке общего додумывания сюжета).

Знаю, что Сергей Павлов категорически невзлюбил экранизацию Ермаша.
И знаю, что режиссёр Ермаш считался (считается?) бездарным мажором, папенькиным сынком, растратчиком бюджетных деньжищ на спецэффекты.

Андрей Ермаш, - не мне судить о мере его таланта, - наверное, ни за что не хотел снять ещё один визуально холодный "Солярис". Резкие контрасты цветовых пятен, практически буйство красок, которыми изобилует его "Лунная радуга", понравились мне ещё в "Планете вампиров" Марио Бавы.
Так что с этой стороны претензий к Ермашу не имею ни в коем случае.

Что реально смутило - съёмка сцен заседаний межведомственной комиссии. Почти сплошь общие планы, статичная камера, неприятное освещение.
Про освещение специально упомянула. Финал фильма украшен эстетскими играми с освещением в доме астронавта Нортона, так что полутёмный зал для научных заседаний, снятый даже без дуэли взглядов, меня несколько удивил.

Здесь, среди чиновников от науки, солирует Василий Ливанов. Причём он словно бы не вышел из образа Шерлока Холмса. Даже когда его герой острит, он острит с холмсовской интонацией. Если б никогда не слышала, как Ливанов озвучил Карлсона, слова бы не сказала, а так...
И если честно, видеть рядом с Ливановым НЕ ТОГО Соломина было шоком:)

Гостюхин очень порадовал. Его герой малоразговорчив, и роль вся целиком построена на актёрской игре.
Кстати, там есть момент, когда Дэвид Нортон спускается в сад из своего дома. Затенённый силуэт Гостюхина буквально на пару секунд выглядит таким необычным, инопланетным, зелёночеловечковым... - свободно свисающие руки, общая поджарость... Впечатлило. Хотя, скорее всего, это так случайно получилось.

И уж не знаю, оправдана ли такая ассоциация, но тему "удвоения" человеческой сущности (Нортон иногда принимает облик своего погибшего друга Бакулина) в финале неожиданно для меня поддержало внешнее условно-типажное сходство Старыгина и Тараторкина. Чередование сцен со Старыгиным и флэшбэков с Тараторкиным дало, по крайней мере в моём восприятии, такой "удвоительный" эффект, когда словно бы один и тот же человек проговаривает аргументы "за" и "против".

Tags: 1980-1989, фантастика, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments