Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Три знакомства с Вернером Херцогом

Сначала это было для меня только имя. Пристойное имя, сопровождаемое неловкой для русского уха фамилией.

(Знакомство первое)
Вернер Херцог! Агирре-Носферату! Пароль и отзыв для допуска в мир синефилов “за идею”.
В Рунете сквозь дымку странных речевых оборотов, сопровождающих медиа-трансляции его режиссёрского величия, образ Вернера Херцога дразнит аурой маргинальной богемности. Этакий дядька растрёпанного вида, который сбрасывает в пропасть очередного парня из массовки всякий раз, когда не дерётся с Клаусом Кински и не пинает ногами лилипутов. Ну чистый псих, возможно припадочный.

(Знакомство второе)
Отчего бы и не взглянуть на плоды бешеного гения? Взглянула.
Никто не подсказывал, сама выбрала для первого знакомства “Агирре, гнев божий”. А затем “Носферату, призрак ночи”, причём на немецком языке, из которого свободно перевожу только стандартный набор слов (ахтунг, яволь, хенде хох, гитлер капут, руссиш швайн и матка кура млеко яйки).
Бешеный гений оказался мечтателем, строящим фильмы по законам музыки.

(Знакомство третье)
А потом появилась книга интервью “Знакомьтесь – Вернер Херцог”, составленная историком кино Полом Крониным и опубликованная в русском переводе издательством Rosebud Publishing в 2010 году.
Прочла, и стало понятно, почему Пол Кронин специально оговорил, что Херцог далеко не сразу решился поговорить о самом себе с профессионалом. Ибо не теоретик. Он практик, и он любит свои фильмы и людей, которые их делали.
Это был уже мой третий Херцог. Не бешеный гений. И не композитор с кинокамерой. А нормальный такой мужик, который не позволяет душе лениться и верит в “экстатическую правду”. Совершенно нормальный человек, как я и вы, только снимающий анормальные фильмы уже много лет.
Живёт свою жизнь так, как хотела бы я прожить свою. Отвечает на те вопросы, которые я себе даже не решалась задать.

Поэтому позволю себе обратить ваше внимание на то место в рассуждениях Вернера Херцога, которое, по всей видимости, не вызвало пока горячего отклика среди прочих рецензентов.
В главе “Подлинное изображение мира” Херцог рассказывает, как из любопытства в 1969г. провёл где-то в Африке (упоминались Кения и Танзания) эксперимент среди местных жителей. Им показывали простые картинки и просили назвать, на которой изображён глаз, а какая перевёрнута вверх ногами.
У нас такие задания выполняют малышата в детских садах, правильно? А взрослые африканцы не справились. “Совершенно очевидно, что для местных жителей все пять картинок были просто абстрактными цветовыми пятнами. Мозг у этих людей обрабатывает изображение как-то иначе, чем у нас. Я до сих пор толком этого не понимаю, но могу сказать определенно: они все видят по-другому”, – откомментировал свой эксперимент Херцог.
Пожалуй, это был самый ценный практический опыт для режиссёра. Он ведь потом только о них и снимал кино – о тех, кто всё видит по-другому
Tags: 1970-1979, арт-кино, книги о кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments