Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"На графских развалинах" Владимира Скуйбина (СССР, 1957)

Полнометражный дебют Владимира Скуйбина - режиссёра трагичнейшей судьбы.
Мрачноватый детский фильм о действиях трёх пацанят против двух убийц (Владимир Сошальский и Борис Новиков), ищущих клад среди развалин графского дома.
Режиссура Скуйбина требовала отменной актёрской игры. Крупные планы, резкие повороты камеры, животная пластика мизансцен, угадывание эмоций человека, попавшего в хаотичное сплетение теней и световых пятен... Особо хорош Владимир Сошальский, чьё лицо передаёт и глубины уголовной низости, и обоснованность претензий на аристократизм.
В жутком поджанре "светлые дети против тёмных взрослых" непревзойдённым, имхо, остаётся советский диверсантский триллер "Зелёные цепочки" (1970, реж. Григорий Аронов) с феерически свирепой рукопашной схваткой взрослого с двумя подростками в запертом помещении.
Скуйбин предпочёл не допускать юных героев до прямых боевых действий. Тишком и ползком детишки пытаются дознаться подлых тайн взрослого мира - жадности, зависти, коварства, бессердечия. Всё это детям непонятно и чуждо. Ящик сокровищ ничто по сравнению с классным пацаном-беспризорником, спасение которого из лап убийц и станет сюжетной осью фильма.
Противопоставление чистых детских душ греховному бездушию взрослых обретёт прямое визуальное выражение в момент кульминации, когда сквозь запертую дверь два озверевших подонка пытаются любым способом уничтожить загнанного в ловушку мальчика и сжечь весь его мир, сузившийся от страха до размеров комнатёнки.
Любопытно, что Скуйбину не удалось выстроить столь же убедительным образом противопоставление капиталистических хищников прямодушным социалистическим бессребреникам. Да кажется, он и не ставил такой задачи. Например, действия бандитов сопровождаются собственной музыкальной темой (разбитной гоп-стоп песенкой), а чекисты появляются в кадре как россыпь шаблонных социальных функций в фуражках, десант абстрактной справедливости.
Следующим фильмом Скуйбина стала заворожившая меня "Жестокость" (1959) с Георгием Юматовым в главной роли, настоящий советский нуар. Именно советский и именно нуар - горькая поэма о безысходности социального идеализма.
Tags: 1950-1959, детское кино
Subscribe

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…