Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Три фильма о жертвах инквизиторских процессов над ведьмами и их палачах

Страсти Жанны Д'Арк. Франция, 1927. Реж. Карл-Теодор Дрейер.
Максимально возможное приближение зрителя к переживаемому героиней состоянию нервного истощения и экзальтации. Классика крупных планов и актёрского горения.

Процесс Жанны Д'Арк. Франция, 1962. Реж. Робер Брессон.
Какую задачу ставил перед собой Брессон, снимая фильм на том же материале, что и классическая лента Дрейера? Жанна сделана проще и понятнее, слабее своих оппонентов. Крупных планов практически нет совсем, Жанна удалена от кинокамеры на то же расстояние, какое было между ней и судьями, тюремщиками, толпой зевак. Настойчиво показана телесная уязвимость героини. Показано, что она нервничала. В фильме не прозвучал тот коварный вопрос, мудрым ответом на который у Дрейера Жанна сразила допрашивающих.

Молот ведьм. ЧССР, 1969. Реж. Отакар Вавра.
Считается аллюзией на сталинизм. Но это не может быть вполне верным, поскольку слишком много внимания уделено роли неинформированности центральных властей о творящихся в провинции юридических бесчинствах. Всё-таки, имхо, это фильм о личных страхах и уязвимости жертв, о личной подлости следователя. То есть о личных ролях и личной ответственности.
Tags: 1920-1929, 1960-1969, историческое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments