Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Немецкое военное кино на пороге 1960-х: "Пять патронных гильз"

Пять патронных гильз: Военная драма.
ГДР, 1960, ч/б, 95 мин.
Реж. Франк Байер, сценарист Вальтер Горриш, оператор Гюнтер Марчинковски.
Дубляж киностудии им. М.Горького, 1961г.

Испания второй половины 1930-х, гражданская война. Во вражеском окружении, без еды и воды, под самым солнцепёком, через каменистые пустоши и горы пробираются к своим герои-интербригадовцы - испанец, два немца, поляк, француз, болгарин и русский Вася. По пятам крадутся сытые фалангисты, вступать в контакт с крестьянами страшно, и грозная тень нервного истощения и помешательства нависла над оставшимся без командира маленьким отрядом измождённых фанатиков, стремительно растерявших свой фанатизм.

Авторы фильма решились на смелый эксперимент. Балансируя на грани грубой эклектики, они последовательно сопоставили запредельную схематичность социальных характеристик и мотиваций, характерную для патриотической киноштамповки, с полнокровием психологически достоверного описания духовных практик отшельников-пустынников. Порой триумфально доходя до высот экзистенциального обобщения.

Как мог удасться подобный эксперимент?
С одной стороны, очевидна фальшь, проскальзывающая в героизации главных персонажей и классовой противопоставленности персонажей второго плана.
С другой стороны, просоциалистическая риторика упакована в старую добрую сказку о прутиках и венике, а политический конфликт фалангистов и интернационалистов затмевается конфликтом властителей воды с умирающими от жажды.

Кстати, недоступная вода - ключевое звено драматургии фильма. Она есть, она в кадре, ладони героев уже сложены пригоршней, чтоб зачерпнуть, но... снова и снова они бегут не прикоснувшись, не глотнув ни капли, проклиная пустыню и судьбу... Живая вода, но для некоторых из героев окажется мёртвой.

Умение подобрать естественные, жизненные аналогии абстрактным риторическим конструкциям, включить их в поток народного эпоса, - в этом и состоит сила "Пяти патронных гильз". Вот почему настойчивое возвращение в русло пропагандистского кино не отвращает и не мешает наблюдать за ходом мучений кучки упрямых интернационалистов.

По технике исполнения, если так можно выразиться, этот фильм весь из начала 1930-х, но с необходимой поправкой на "Канал" Анджея Вайды.

Из 1930-х весь визуальный ряд:
- эксперименты с освещением (когда они продолжаются весь фильм, можно ли назвать их каскадными? а то напишешь "сплошные", а это как-то пренебрежительно звучит...),
- уверенная работа актёров на передних планах - но без детальной проработки глубины кадра,
- иногда некрасиво искажённые на крупных планах пропорции лиц,
- характерно скупой звук, передающий только необходимое в ущерб достоверному.

Из конца 1950-х - новые акценты. Вместо спокойных сильных лиц героев авторского кино 1930-х - лица измождённых мучеников, утративших веру. Да и эксперименты с освещением нужны не столько для того, чтобы показать внутренние порывы, сколько для сокрытия внешних.

Отдельно замечу, русского зрителя не может не взволновать образ юного немца Вилли. С этим же самым актёром и с теми же репликами, - будь фильм советского производства, как раз Вилли был бы русским, а вот персонаж "русский Вася" мог бы быть немцем.
Это не только имхо, но и правда художественных обобщений. Мне уже и раньше приходилось слышать, что из европейцев русским наиболее близки немцы, но впервые увидела это настолько обескураживающе явным. Вот пример того, что немцы порой видят себя такими, какими видят себя русские, а русских видят такими, какими русские видят немцев.
Tags: 1960-1969, военное кино, немецкое кино
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments