Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Одиссея одного сержанта по чужим смертям

Сержант Калень. Реж. Ева Петельска, Чеслав Петельски.
Польша, 1961, ч/б, 94 мин., дубляж киностудии им. М.Горького. Оригинальная версия - 103 мин. В главной роли Веслав Голас.
Поляки называют свой фильм "суровым, брутальным" и спойлерят финал. О нет, братцы, даже суровое и брутальное кино заслуживает право на неожиданное развитие событий!
"Сержант Калень" - такое кино, где брутальная форма не столь важна, как брутальное содержание.

1946 год. Военный шофёр Хиполит Калень, калач тёртый, мечтает демобилизоваться, взять красивую молодую бабу и махнуть к новой жизни на "освобождённые" земли Польши. За мир во всём мире он не борется, кручина трудового народа его не тяготит, да и красивых бесхозных молодух вокруг слишком много, чтобы сосредотачиваться на духовном.

Служит Калень в таких местах, где жизнь человеческая вообще ничего не стоит. Антикоммунистическая партизанская война в самом разгаре, и однажды Хиполит попался в руки польского националистического подполья, а там и бендеровцы подоспели, да и свои бросившему оружие сержанту теперь не особо доверяют...

Попадая в плен и спасаясь из плена, Хиполит проходит те же испытания, что и герои иных плутовских романов. Первое время "Сержант Калень" твёрдо удерживается на позициях приключенческой комедии, пусть и с трагическими нотками. Особенно впечатляет импровизированная оборона при помощи "пищали" - пушечки XVIII века.

Но довольно быстро смешно быть перестаёт. В тот ли момент, когда становится ясно, что гладкий аристократ-коммунист Вержбицкий ведёт отряд на верную смерть, пока ещё есть шанс сделать военную карьеру... или в тот момент, когда понимаешь, что партизаны талантливо неуловимы и бескомпромиссно жестоки... или ещё раньше, когда Хиполита только добрая воля полковника спасает от клеветы мстительного кляузника...
Образы лесных разбойников-отщепенцев, пожалуй, неглубоки, одномерны, зато всё, что может быть непарадного в бывшем национальном боевом братстве, повёрнутом на рельсы скорой общегосударственной демобилизации, - всё здесь есть.

Пронырливый, антиромантичный, живущий одним днём Калень на этом фоне постепенно превращается не просто в главного героя, а именно в главного положительного героя.
Потому что он единственный, кто выживает честно, не за чужой счёт.

И главное в предыдущей строке не только "честно", но и "выживает". Ни ложь, ни честность, - ничто из области высокодуховных абстракций не может помочь людям, когда вот они, а вот Смерть, а со Смертью торговаться бессмысленно.
На секунду только покажется, что минное поле и засада у обочины - та дорога мужества, которую должен пройти каждый мужик, и чудо спасения вознаградит героев за... преодолённый страх? Нет, за отчаяние. Бесконечное отчаяние крайнего шага. 

Но чудес не бывает, и финал в стиле "Неуловимых мстителей" зрителя не ждёт. В первую очередь потому, что братья Каленя по оружию не вполне адекватны в вопросах самосохранения. Собственно, весь фильм по нарастающей идёт рассказ о том, как далёкий от проблем героизма мужичок Хиполит однажды впал в тот же транс, который привёл на дорогу мужества тех, кто умирал на его глазах.
Tags: 1960-1969, военное кино, мужское бессознательное, польское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments