Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Чапаевианы столетья: жизнь, кино и матрицы

Свой в доску харизматик из гущи народной? - Он, он.
Впереди на белом коне? - Всегда впереди.
С комиссаром-политруком, присланным из революционного центра? - А как же!
Дико стесняясь собственной необразованности? - Не без того.
А достать его враги смогут только подлым маневром? - В газетах писали.
Но Чапай выплыл ...то есть, пардон, Сапата жив, он в горах, он стал легендой! - Это в сердце.
Только сценарист Стейнбек и режиссёр Казан сделали поправочки на местный мексиканский колорит.
Ординарец Петька (т.е. старший брат Эуфимио) запил и подался в анархисты.
Комиссар Фурманов (т.е. Фернандо) добреньким особо и не притворялся, а наоборот – сразу не скрывал, что он фанатик из числа серых кардиналов и окромя делания революции по бумажке ни к чему больше не пригоден.
Брат того поротого Митьки, который помирал и ухи просил, в Мексике сделал карьеру – превратился в трогательного президента, но тоже романтическую чушь порол и верил в чужие добрые намерения.

Вот я как-то так хронологию вижу:
1. В советской прессе с некоторой периодичностью проскальзывают очерки о легендарном герое мексиканской революции.
2. Васильевы снимают "Чапаева" с намерением создать образ современного фольклорного героя. В ход идёт и газетно-журнальная матрица реальной биографии реального народного вождя.
3. Писатель-социалист Джон Стейнбек пишет сценарий байопика о Сапате с оглядкой на запавший в память русский фильм. В ход идут ключевые образы второго плана из “Чапаева”.
4. Элия Казан снимает фильм по сценарию Стейнбека. Газетная и кинематографическая матрицы народных героев возвращаются на круги своя.

Имхо, самое уязвимое место данного логического построения – содержание биографических очерков о Сапате в советской прессе. Упоминались ли там неграмотный самовыдвиженец, белый конь, опекаемый но героический брат, серый кардинал из центра... как знать, как знать.

Вива, Сапата!: Байопик, приключения, исторический. США, 1952, ч/б., 108 мин.
Реж. Элия Казан. Сценарист Джон Стейнбек.
В главных ролях: Марлон Брандо (Эмилиано Сапата), Энтони Куинн (его единокровный брат Эуфимио).
Tags: 1930-1939, 1950-1959, историческое кино
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…