Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Зомби в кино: те две-три вещи, которые я знаю о них

Зомби в кино – бездушное человеческое существо, не имеющее собственной воли, не способное к развитию и осуществляющее жизнедеятельность в форме подчинения простым приказам человека-властелина или собственным первобытным инстинктам. Обычно З. асексуальны.
Фильмы о З. объединяются в самостоятельное тематическое направление игрового кино, в котором необходимой фабульной компонентой является фантастическое допущение существования З.

Изначально разрабатывался образ З. как жертвы эксперимента по подавлению человеческой воли с помощью психотропных средств («Белый зомби» Виктора Гальперина 1932, «Я ходила рядом с зомби» Жака Турнёра 1943; эти образы заметно перекликаются с такими кинолентами, как «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине 1919 и «Голем» Карла Боэсе 1920, где повеления господина выполняли лишённые собственной воли существа), но очевидный сексуальный подтекст самой идеи затруднил художественное развитие образа З. в данном направлении. Из удачных образцов можно назвать разве что «Змей и радуга» Уэса Крейвена 1988.

Эволюция образа З. в современном кинематографе во многом сходна с эволюцией образа Вампира: от исходной фольклорной (африканского происхождения) формулы к формулам поп-культуры.
Иногда З. уподобляются tabula rasa Жан-Жака Руссо и предстают в образе существа во взрослом теле с интеллектом и эмоциями трёхлетнего ребёнка, находящегося в поисках собственной идентичности.
Современный З. чаще всего предстаёт гальванизированным человеческим трупом, из всех чувств наделённым только чувством голода и агрессивно поддерживающим свои биологические функции за счёт каннибализма. Фильмы с использованием данной ипостаси З. составили отдельный поджанр, резко отделившийся от ранних фильмов о З., - так называемый "зомби-фильм".

Зомби-фильм – в современной системе жанров это поджанр эксплотейшена, разновидность фильмов ужасов gore-movie и survival-horror, фильм с участием множества агрессивных каннибалов-З. Наиболее интересен в таких фильмах акцент на двойственность ужасного в воображаемой ситуации столкновения с агрессивным каннибалом. Пугающ как сам З. с его полуразложившимся изувеченным телом, так и перспектива героя превратиться в такого же З. после мучительных физических страданий.
Вершины жанра составили три классических ленты:
«Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро 1968,
«Зомби: рассвет мёртвых» Джорджа Ромеро 1978,
«Кровожадные зомби» Лючио Фульчи 1979.
Другие образцы жанра:
«День мертвецов» Джорджа Ромеро 1985,
«Обитель зла» Пола В.С. Андерсона 2002,
«Рассвет мертвецов» Зака Снайдера 2004,
«Земля живых мертвецов» Джорджа Ромеро 2005,
«Планета страха» Роберта Родригеса 2007.

Идея механистического поддержания внешних форм жизнедеятельности, заложенная в самой структуре образа З., сделала его оригинальной платформой для сатирических и притчевых лент, осмеивающих косные идеалы и гибкую мораль истеблишмента и реднеков. В таких фильмах персонаж, обнаруживший себя мёртвым, продолжает, как ни в чём не бывало, жить прежней жизнью, причём окружающие могут смириться с этим либо вообще не заметить разницы («Давайте напугаем Джессику до смерти» Джона Хэнкока 1971, «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса 1992, «Живая мертвечина» Питера Джексона 1992). При таком подходе некоторыми свойствами З. могут наделяться киборги («Стэпфордские жёны» Фрэнка Оза 2004), а также члены общества с искусственно подавленной политической волей («Эквилибриум» Курта Уиммера 2002).

Лит.: Голынко-Вольфсон Дмитрий. Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби: О философии, этике и биополитике зомби // Новое лит. обозрение. http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1183/1193/
Tags: зомби в кино, словарь кинокритика, теория кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

Recent Posts from This Journal

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…