Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Who is мистер Аркадин

Mr. Arkadin = Confidential Report. Испания-Франция-Швейцария, 1955.
Реж. и исполнитель главной роли Орсон Уэллс.

Страдающий амнезией магнат Грегори Аркадин - человек из ниоткуда, и происхождение его богатства окутано непроницаемой тайной. Пуще огня этот тиран и деспот боится, что его единственное дитя узнает какие-нибудь подробности из прошлой жизни папеньки. Какие подробности - он и сам не знает, но хорошего и достойного в его жизни ничего не было, иначе откуда деньги. Аркадин нанимает типично нуарного проходимца-неудачника, чтобы посредством детективного расследования узнать тайны своего прошлого... а затем стереть их навеки.

Орсон Уэллс, о внешности которого я до сих пор была невысокого мнения, в роли Аркадина предстал величественным красавцем в очень идущих ему усах и бороде. Он специально снят так, чтобы казаться ясноликим гигантом. Отличное решение, очень выгодное, когда хочешь хорошо смотреться в одном фильме с собственной женой, которая играет... дочь Аркадина:)

Как и все фильмы Уэллса, "Мистер Аркадин" сконструирован изощрённо и порой поражает напористой и дерзкой работой оператора.
Однако вывернуть наизнанку нервы зрителя ему не удалось. Былые подвиги Аркадина называются в фильме, но описываются в самых общих выражениях. Фактически, мы узнаём только, что Аркадин состоял в организованной преступной группе, поставлявшей женщин из Польши в южноамериканские бордели. Наверное, для 1950-х годов это было серьёзное обвинение, а нынче...

Крупный хищник (брутальный Аркадин) втягивает в разговоры-ловушки мелкого хищника (самодеятельного сыщика), и я настораживаюсь и готовлюсь сравнивать происходящее с "Третьим человеком" Кэрола Рида. Там Орсон Уэллс играл такого же беспринципного негодяя, готового шагать по трупам и предлагающего неофиту разделить с ним эту радость.
В "Мистере Аркадине" всё наоборот, и хотя неофит пытается корчить из себя охранителя общественной морали, Аркадин раз за разом заставляет оппонента признать себя таким же подлецом, только трусливым и мелким, в то время как мера подлости Аркадина соответствует гигантским масштабам его выдающейся личности. И что-то я от этого не в восторге, потому что не верю в выдающиеся масштабы негодяев.

Конфликт фильма не только слишком сложен и слишком абстрактен, но и недостаточно убедителен. Отец якобы готов на всё, чтобы дочь не узнала о нём порочащей информации, - но дочь отнюдь не невинная простушка, об отце невысокого мнения, сильно удивить её вряд ли удалось бы.
Вставь Уэллс в сюжет "Мистера Аркадина" непогрешимую принцессу из "Обыкновенного чуда", и всё заиграло бы иными красками, имхо.

В 1958г. Уэллс снимет "Печать зла", где пресловутое зло обретёт всю свою конкретность, гнусность и неотвратимость, и это будет уже совсем другое кино. Которое, по правде говоря, лучше и не смотреть, потому что уж слишком страшно, по-настоящему.
Tags: 1950-1959, детективы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments