Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"Ворон" (Франция, 1943, реж. Анри-Жорж Клузо)

Провинциальный городишко корчится под гнётом безжалостного анонима-клеветника Ворона. В стремлении избавиться от напасти, терроризируемые горожане склонны к истерии и фобиям.
Фабула, лично мне хорошо знакомая по книге Агаты Кристи и по соответствующей экранизации ("Указующий перст", вроде).
Впрочем, сама детективная интрига построена иначе, чем у Агаты Кристи, хотя и в духе ещё одного её произведения. Действительно, в "Вороне" присутствует очень яркая черта классического детектива - наслаждающийся результатами своих трудов преступник виден сразу, по манере реагировать на происходящее. Именно в одном из романов Агаты Кристи (о девочке-инвалидке, отравившей родного дедушку) описаны основные приметы такого преступника, так что читавший внимательно не ошибётся и относительно "Ворона". Это типа спойлер:)

Примет времени нарочито мало, но они всё же есть.
Во-первых, понятное дело, молодых мужчин в кадре не избыток.
Во-вторых, молодой лощёный помощник прокурора, - амбициозный красавчик-блондин, желающий сделать карьеру, - упомянул, что занимает свою должность три года. Фильм снимался в 1942 году, так что сами можете посчитать, при каких властях его карьера стартовала. Само собой, данного лощёного красавчика аноним тронуть не решился, да и влюблённые тётки с чуйствами на красавчика тоже не бросались.

Редкий в моей зрительской практике пример кино, где в центр сюжета поставлена социальная клаустрофобия. В "Вороне" большую часть экранного времени персонажей фактически несколько, но всё равно постоянно создаётся ощущение присутствия толпы, причём агрессивной.
Я бы не выдержала, - слишком памятна в этом смысле "Ярость" Фрица Ланга, - но суть действия как раз в том, что главный герой (он же главная жертва анонима) категорически не желает подчиняться общим импульсам и под градом обвинений в сексуальной невоздержанности занят решением именно сексуальных коллизий своего холостяцкого бытия. Поэтому, пока горожане изыскивают способы узнать, кто же их всех так сильно ненавидит и действительно ли аноним прав в обвинениях, герой постоянно занят самоанализом своих параллельно протекающих влюблённостей.
И с его подходом нельзя не согласиться! Как в Интернете лучшее средство от тролля - общаться с нормальными людьми, так и в паутине клеветы лучший способ выжить - принять в дар чьё-то живое, подлинное чувство.

Несколько смутила разве что последняя минута, с развязкой. Несмотря на относительно долгий план фигуры в чёрной накидке, финальная минута показалась скомканной и суетливой из-за не вполне удачных (вернее, просто невыразительных) ракурсов и движений камеры, выбранных оператором для съёмки в интерьере. Ну это имхо, конечно.
Tags: 1940-1949, детективы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments