Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

The Ipcress File (Великобритания, 1965, цв., реж. Сидни Дж. Фьюри)

Из отдела британской разведки, сотрудники которого занимаются наружным наблюдением, сержант Гарри Палмер переведён с повышением оклада в отдел оперативной работы, - взамен парня, только что убитого при исполнении. Гарри просто делает свою работу ...и поэтому переходит дорогу людям, чьи кошмарные возможности и зловещие намерения порождены фантазией больного страхом столетия.
Исполнитель главной Майкл Кейн выглядит слишком белобрысым. Зато оправа его очков прямо-таки кричит о положительности образа, словно единственный оберег героя и заветный талисман зрителя, до самого финала не теряющего шанс на разумный хэппи-энд.

Снято так, чтобы зритель чувствовал пространство как анти-павильонное. Постоянное ощущение, что камере некуда отступить, резервы исчерпаны, панорама действительности больше не может быть увеличена. При этом границы зрительского взгляда суживаются внезапно, дискомфортно, и даже тогда, когда зрителю уже заранее показано пространство значительной глубины.

Более того, камера далеко не всегда стремится зафиксировать внимание зрителя на "главном" из того, что попало в кадр, а мизансцена может строиться как естественное движение людей в реальном пространстве, безотносительно задачи показать зрителю "главное" (лучше всего это видно в сцене осмотра трупа за решёткой).

Отдам должное режиссёру Фьюри, именно эти приёмы заставляют помнить, что мозг героя постоянно занят чем-то большим, чем попавшая в кадр отвлекающая деталь. Маленький винтик в министерстве, Палмер, тем не менее, настоящий разведчик, у которого общая картина всегда в голове.

Помимо странных и непривычных ракурсов и съёмочных точек, довольно быстро вызывающих нечто вроде приступа клаустрофобии, Фьюри активно пользовался естественным или имитирующим естественное освещением, дающим глубокие тени на лицах персонажей. Если не знать, что фильм снят в 1965 году, легко принять его за картину конца 1970-х.

В целом же, по моему скромному мнению, "Досье Ипкресс" оказалось качественным зрелищем, с зомбирующей музыкой и с твёрдым намерением придать воспоминаниям о наших буднях, - таких же банальных, как у Гарри Палмера, - оттенок утешительной параноидальности.
Tags: 1960-1969, арт-кино, британия рулит, шпионы в кино
Subscribe

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • В копилку контекстов "Музыкальной истории" (1940)

    Оперная карьера застенчивого таксиста Пети Говоркова началась в блестящей любительской постановке "Евгения Онегина" силами их таксопарка. Каковая…

  • В копилку несбывшегося

    Ранее сообщалось о случаях опробывания и дальнейшего игнорирования отечественным масскультом таких отраслесозидающих явлений, как комикс, сексуальные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • В копилку контекстов "Музыкальной истории" (1940)

    Оперная карьера застенчивого таксиста Пети Говоркова началась в блестящей любительской постановке "Евгения Онегина" силами их таксопарка. Каковая…

  • В копилку несбывшегося

    Ранее сообщалось о случаях опробывания и дальнейшего игнорирования отечественным масскультом таких отраслесозидающих явлений, как комикс, сексуальные…