Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Fortress

Остросюжетный фильм Арча Николсона "Крепость" (Австралия, 1985) - история противостояния группы разновозрастных сельских школьников во главе с молоденькой учительницей четырём вооружённым бандитам. То произведение, которое я долгие годы мечтала увидеть вновь. Один раз в начале 1990-х по ТВ, и с тех пор только сладкие грёзы.
В те времена моей жизни такие сюжеты про детишек отдавали гулким громом свободы. Свободы от правильных пионеров, которые всегда норовили затормозить сюжет советского детского фильма в самом интересном месте. Свободы от обязанности быть разумным и поступать правильно, отравившей мой мозг на веки вечные.
По форме "Крепость" - типично подростковое, даже детское кино, снятое энергично, понятно и подробно. Злые дяди в карнавальных масках под дулами автоматов увозят группу заложников в укромное место в лесу среди холмов, заложники сбегают, их снова ловят, они снова сбегают, напряжение растёт, рукопашная неизбежна. Австралийские игрища в казаков-разбойников, с использованием охотничьих приёмов и навыков австралийских аборигенов.

Какой фильм из этого материала сделали бы в Голливуде, понятно каждому. Может быть, даже комедию.
Арч Николсон снял нечто, удивившее и взбудоражившее меня надолго.
Во-первых, довольно быстро появился лейтмотив опасности быть изнасилованными для учительницы и старшей из школьниц. А стоило учительнице, собравшейся нырнуть, раздеться перед учеником, как появился и ещё один недетский лейтмотив.
Во-вторых, сценарий пошёл по стопам "Повелителя мух", причём в такой вариации, которая мне всегда казалась совершенно недопустимой, - итоговое кровавое злодейство никак нельзя пришить за уши к порушенным нормам морали и погрозить пальчиком оступившемуся виновнику.
В австралийском буше (это же буш называется, да?) случилось нечто, пугающее иным образом. Там не была порушена классическая мораль, нет. Там детишки и их добрая, милая учительница сообща и в полном единстве сковали новую мораль, основанную на убеждённости в том, что они правы, а их враги нет. А тех, кто агрессивно неправ, придётся уничтожить ...и никогда не пожалеть о содеянном.

Не в изысканно-мизантропической артхаусной драме, а в типично подростковом, даже детском, приключенческом кино авторы показали, как, будучи хорошими людьми и поступая правильно, можно превратиться в нелюдей, если к этому будут располагать обстоятельства и подчинённость коллективной воле.

Неожиданная фашизоидность румяной и кругом положительной молодёжи, не упавшая с потолка, а полностью оправданная ходом сюжета и по этой причине отныне, увы, неизживаемая, - вот это и был мой зрительский шок.

Ведь, как ни разбирай сюжет, дети были правы в каждом своём действии. Более того, не формально правы, а именно по сути правы. Надо было драться, надо было убивать, и детишки полные молодцы, что своих не бросали и горой друг за друга стояли, и без истерик.
Только вместо чувства ужаса, подавленности и сожаления о несовершенстве мира - в детях осталось некое злое торжество. Получилось, что детишки сделали совсем неподходящие выводы из случившегося и вообще получили удовольствие.
Такое вот кино про детишек.
Tags: 1980-1989, австралийское и новозеландское кино, боевики, потёмки нежного детства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments