Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Чудотворная" (1960) Владимира Скуйбина

"Чудотворная" 1960 и "Суд" 1962 - две последние из четырёх работ Владимира Николаевича Скуйбина (3.6.1929-15.11.1963) в полнометражном кино, две экранизации произведений Владимира Тендрякова.
Быть режиссёром-постановщиком становилось для медленно угасающего Скуйбина всё труднее, поэтому в "Суде" функции полноправного со-режиссёра взяла на себя Аида Манасарова, работавшая вторым режиссёром на съёмочной площадке "Чудотворной". 

"Чудотворная" - эпизод из жизни советского села, драма на тему психологического насилия в семье. В доме у властной злой бабки и безвольной меланхоличной матери подрастает школьник Родька. Мальчик как мальчик, хулиганит, в речке с пацанами купается. Звёзд с неба не хватает, но и не хуже всех пионер. То в школу опоздает, то кошку на самодельном парашюте с заброшенной церкви скинет.

Нашёл Родька возле церкви ту икону, что до времён победившего материализма считалась местной чудотворной достопримечательностью. По виду - Спас Нерукотворный, причём очень грозной наружности, с выпяченными белками нарисованных глаз. И стал этот волшебный предмет для Родьки форменным проклятьем, приманил в дом упырей и колдуний со всей округи и выявил подлинные сущности бабки и матери - двух вампирш, сосущих из Родьки жизненные силы и требующих надеть крестик и читать молитвы, что не могло не привлечь к Родьке стрелы огненного сарказма со стороны прогрессивно мыслящей местной молодёжи.

Разумеется, победа советской власти над религиозным мракобесием неизбежна. Но подана эта победа в открытом финале, так что не может считаться окончательной. Да и лёгкость, с какой группа школьников получает в пустой поруганной церкви недвусмысленное "подтверждение" существования потусторонних сил, свидетельствует не в пользу незыблемости их атеистических устоев. Заметим, стоило Родьке "доказать" одноклассникам, что с вопросами веры всё не так просто и однозначно, как от весёлого подтрунивания озлобившиеся дети перешли к прямому высмеиванию и фактически бойкотированию "отступника" от пионерской морали. Так что поддержку и помощь в среде ровесников мальчику, как ни странно, найти не удалось.

Тема послевоенного ренессанса религиозных общин ещё более смело и глубоко раскрыта в фильме Владимира Венгерова "Рабочий посёлок" 1965г. Если у Скуйбина сотрудничество властей с церковью и прихожанами заявлено пока ещё только как потенциальная возможность, имеющая экономический эффект, то в фильме Венгерова речь пошла уже о неслыханном ранее политическом альянсе.

В "Чудотворной" особо хороша Нина Меньшикова (1928-2007, "мама Вера" из "Девчат") в роли задавленной личными неудачами матери Родьки. Хрупкая женщина с поникшей головой, истероидного типа, с виктимным поведением, магнитом притягивающая к себе всё безысходное и гнетущее, навеки опечаленная тем фактом, что брошена ненаглядным мужем Степаном, родькиным отцом (причём рефреном идущее через весь фильм обвинение бабки в незаконности происхождения внука намекает, что брак податливой, уступчивой Варвары был вынужденным, "по залёту").
Это первый или один из первых в советском кино женских образов, раскрытых мощно и понятно, но никак не обусловленных эстетикой социалистического реализма. Её муж бросил, однако она по нему активно тоскует и увешала стены его фотокарточками. На неё председатель колхоза гавкает, она только блеет и нудится. У неё сын чуть не утоп, она только руки заламывает и рыдает. Бесконечно слабая женщина, и тем ценнее каждый всплеск витальной энергии, которую она сама в себе давит и гасит, но не может подавить окончательно.
Tags: 1960-1969, потёмки нежного детства, советская правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments