Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Подстава" Роберта Уайза. США, 1949.

Коллега Moovie упомянул, что считает "Подставу" более сильной драмой боксёрской тематики, чем "Чемпион" Марка Робсона (США, 1949).

Подстава = The Setup: Спортивная драма. США, 1949, чёрно-белый. Реж. Роберт Уайз (Robert Wise; 10.09.1914 – 14.09.2005). Сценарий: Арт Кон, по стихотворению Джозефа Монкью Марча. Оператор Милтон Краснер. Композитор К.Бакалейников. В ролях: Роберт Райан (Стокер Томпсон), Одри Тоттер (Джули Томпсон), Алан Бакстер (Литтл Бой), Джордж Тобиас (Тини). Продолжительность 72 мин. DVD PAL all, экран 4:3, звук 2.0 рус. и англ., субтитры англ., фр., исп. Издатель OOO "DVD Classic" (ДВД Классика), серия “Film noir”.

Совпадение: представился случай купить DVD. 
Два фильма в один год - "Чемпион" и "Подстава". И между ними почти ничего общего, кроме, разумеется, самих боксёрских поединков.

Боксёр-ветеран Стокер Томпсон надеется выиграть поединок, не зная, что его агент и тренер уже взяли деньги за то, чтобы он «лёг» во втором раунде. Стокер столько раз проигрывал бои, что, не желая делиться деньгами, агент решает ничего не говорить своему подопечному, вечному неудачнику...
"Подстава" романтична за счёт главного героя. 35-летний Стокер Томпсон в исполнении Роберта Райана - высокий худой мужчина с располагающей внешностью и добрыми глазами, больше похожий на директора школы для девочек, чем на мастера апперкотов. Он доброжелателен к коллегам по ремеслу и даже радуется их успехам. Поскольку год выхода фильма 1949, и упоминается 20-летний боксёрский стаж Стокера, можно предположить, что заняться боксом ему пришлось ещё подростком из-за Великой депрессии. То есть он либо сирота, либо мальчик из бедной многодетной и/или неполной семьи. Его стремление выиграть бой вызвано желанием убедить самого себя, что он состоялся социально и как личность. Интеллигентному зрителю легко и приятно ассоциировать себя с таким персонажем.
Герой "Чемпиона" Мидж Келли в исполнении Кирка Дугласа - полная противоположность Стокеру Томпсону. Интеллигентские рефлексии ему совершенно не свойственны. Он больше напоминает наглого мальчишку, примеряющего свои кулаки к каждому встречному. Весь мир для него - один большой ринг, где надо обязательно побеждать, если не хочешь быть побитым. Это персонаж-антагонист зрителя, его характер может быть близок разве что приблатнённой публике и личностям конфликтного склада.

Однако женские образы в обоих фильмах не сильно разнятся. Жёны боксёров показаны сравнительно терпеливыми, любящими существами, заботящимися о благе своих мужей. Правда, Одри Тоттер, изображающая 23-летнюю жену Томпсона, заметно выбивается из голливудского стандарта: хотя у неё, как водится, большая грудь и узкие бёдра, но внешность... глаза с наплывом, широкое лицо с одутловатым контуром... То, что нежно любимая Джули не красавица, добавляет дополнительный штрих к положительному образу Стокера Томпсона. Правда, на мой вкус, внешность Одри Тоттер больше подходит для ролей стервозного плана.

Некоторые содержательные и технические моменты "Подставы" вызывают чувство зрительской неудовлетворённости.
1) В финале Джули Томпсон уговаривает Стокера не огорчаться выходу на пенсию, ведь они смогут купить какой-то там домик-садик или начать продюсировать перспективного молодого боксёра. Однако её слова вызывают сомнение, поскольку ещё в начале фильма нам дали понять, что супруги живут в дешёвой гостинице. Можно ориентироваться на ценовой диапазон обеих лент: в "Чемпионе" новичок Мидж дерётся с надеждой выиграть 20 долларов, а в "Подставе" один только подкуп менеджера обходится в 50 долларов, из которых 20 долларов полагаются боксёру-ветерану, плюс деньги за само участие в поединке. Ветеран Стокер, таким образом, стоит дороже новичка Миджа, но особых заработков Стокера я здесь всё равно не вижу, тем более, что Стокер содержит жену-домохозяйку, а Мидж харчуется у любовницы.
2) Также вызывает недоумение откровенно павильонное освещение в сцене прогулки Джули Томпсон по ночному городу, густота теней, отбрасываемых персонажами и предметами. Тем самым, блуждание героини происходит не среди пульсирующих огней большого города, а среди павильонных декораций. Обидно.

Действие "Подставы" происходит в режиме реального времени (это я подглядела в аннотации к диску), а "Чемпион" - своего рода киноповесть. Всё же один сюжетный ход напрямую иллюстрирует жизненные установки главных героев. Я имею в виду реакцию боксёров на претензии спортивной мафии.
Мидж Келли, заранее зная, что выиграть бой опасно, - тем не менее, выигрывает. Подставляя этим и немолодого тренера, и калеку-брата, но сам лично - на авось надеясь отбиться. Его принцип - "кто не рискует...", а рискует он жизнями самых близких людей. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой, а он, мятежный, просит бури, как-будто в бурях есть покой! Добавьте Миджу чуть-чуть сердечности, и его можно будет назвать человеком с активной жизненной позицией.
Стокер Томпсон, уже после выигрыша узнав, что был проплачен проигрыш, приходит в ужас и пытается улизнуть от преследователей. Он слаб духом, он не боец по жизни, в нём нет лихого азарта Миджа Келли. Человек уютный, вероятно отличный семьянин, он двадцать лет доказывал себе, что способен принять бой. Но его бой - из области чистого спорта, "файр-плэй", и никак иначе. Наверное, ему стоило стать писателем, или бухгалтером, или банковским служащим...

В идейном отношении у "Чемпиона" намного больше картин-последователей, чем у "Подставы". Строго держась на оси кинематографического вектора, заданного картиной Хоукса "Лицо со шрамом", "Чемпион" добавил (криминальному) карьеристу некую утончённость и даже, впоследствие, чувствительность дона Корлеоне. Образ бескомпромиссного и бессердечного Миджа Келли, своего рода мужская версия неугомонной Скарлетт О'Хары, оказался более востребован буржуазным истеблишментом, чем мягкие краски интеллигентного образа Стокера Томпсона.
Tags: 1940-1949, спорт в кино
Subscribe

  • Дангал / Dangal (Индия, 2016, реж. Нитеш Тивари)

    Жила-была рестлерша Бабита. Собственно, и сейчас живёт. Ей 30 лет, недавно вышла замуж и, наверное, больше не считается олимпийской надеждой…

  • 46

    Ой. Уже и поздравляют, а поста поздравляльного нет как нет. Неудобно получилось. Щас исправлюсь. Не просто так притихла, с 30 июня ставлю эксперимент…

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments