Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Барышни из Вилько" Анджея Вайды. 1979

 Барышни из Вилько = Panny z Wilka: Психологическая драма по новелле Ярослава Ивашкевича (1932г.). Польша, 1979. Реж. Анджей Вайда. 
В ролях: Даниель Ольбрыхский, Майя Коморовска, Станислава Целиньска, Кристин Паскаль. Продолжительность 117 мин. DVD PAL all, экран 4:3, звук только рус. 2.0 полный дубляж, без субтитров, нереставрированная копия. Фильм дублирован на студии «Ленфильм» в 1989 г., автор лит. перевода В. Уфлянд, актёры дубляжа Олег Борисов, Светлана Крючкова и др. Издатель ДВД Классика, серия «Коллекция Анджея Вайды».
Здесь http://kinanet.livejournal.com/89002.html (копия на http://www.polska.ru/kultura/kino/filmy/panny_z_wilka.html) картина "Барышни из Вилько" подробно описана Сергеем Кудрявцевым и названа экзистенциальной драмой. Михаил Трофименков побаловал отзывом http://www.afisha.ru/movie/167099/ читателей "Афиши.ру".
Учитывая эти тексты, мне углубляться в экранизацию прозы Ивашкевича незачем.
Но очень хочется.
1929 год, Польша. Управляющий хозчастью приюта для слепых Виктор Рубен тяжело переживает смерть единственного друга. По совету врача он отправляется в трёхнедельный отпуск в места своей юности, в гости к престарелому дядюшке. Там, в соседней усадьбе Вилько, он 15 лет назад сводил с ума пятерых сестёр – Юльчу, Касю, Зосю, Йолю и Фелю. Теперь Фели нет в живых, но вошла в возраст похожая на неё Туня. Снова, как и 15 лет назад, пять сестёр наблюдают друг за другом и за мужчиной, на которого возлагаются надежды на тихое женское счастье...
Подававший большие надежды, Виктор все послевоенные годы прозябает без семьи и без интереса к жизни.
Разведённая, подурневшая Кася превратилась в ненавистную домработницу для мужа Юли, ведь он не может выгнать претендентку на наследство своей тёщи из её родного дома.
Юля, на первый взгляд, преуспела больше всех – у неё две дочки и хозяйственный муж. Однако внешне цветущую женщину съедает заживо рак. Виктор так и не узнал об этом.
Зося замужем за польским консулом в Любеке, у неё есть маленький сын. Она привезла малыша на лето в материнский дом и... посвящает часы досуга чтению, а не ребёнку, но к мужу в Любек не возвращается.
Йоля, боявшаяся прожить без любви, состоит в формальном браке с варшавским чиновником, но разменивает последние годы молодости на пошлые романы со столичными кавалерами.
Судьбу покончившей с собой из‑за любви к Виктору Фели чуть не повторила юная Туня.
Никак ни разу не упомянутый экономический кризис дышит в лицо мирным польским обывателям, совпав с кризисом среднего возраста для героев и нравственным кризисом поколения.
Наверное, никто не критикует фатализм-инфантилизм поляков лучше самих поляков. И, пожалуй, "Барышни из Вилько" - лучшее произведение об эмоционально опустошённном мужчине, не имеющем сил выбрать одну женщину из нескольких и отвергающем в итоге всех.
Самые, возможно, приметные и бьющие наотмашь сцены – пикник Виктора с Туней, затем похоронный марш-осмеяние, провожающий плачущую, разочарованную Туню, и наконец – завтрак-соперничество Юли и Йоли.
Вилько, где подрастают четыре новых обитателя – в том числе две бойкие, похожие друг на друга круглощёкие погодки-девчушки и их томимый скукой ровесник-кузен, – ожидает, казалось, новый виток любовных драм. Но и этому поколению достанется война...
 
Мне больше всех понравился персонаж "тётя Виктора" - исключительно приятная и толковая пожилая женщина, которую миновали бесплодные метания молодых соседок.
Единственное, что томило во время просмотра, какое женское имя скрывается за таинственным прозванием Туня. Остальные более-менее понятны, а вот Туня... Подруга-полонистка выдвинула версию, что Туня - это Антонина или Юстына. Я склоняюсь к Антонине. Юстыну, наверное, прозвали бы Юськой, как-то логичнее. 
Tags: 1970-1979, польское кино, психологический психологизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments