?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
"Самая красивая жена" Дамиано Дамиани. Италия, 1970
В основу сценария положена реальная история, произошедшая на Сицилии в 1965 году между сицилийцами Франкой Вилла и Филиппо Мелодиа.

Средней руки 22-летний сицилийский гангстер Вито Ювара, наследник гангстера калибром покрупнее, ухаживает за местной красавицей.

Франческа Чимароза – 15-летняя обитательница бедного крестьянского района. Поклонник ей нравится, но стать его женой девушка не согласится до тех пор, пока он не перестанет смотреть на неё как на красивую вещь. Так сватовство Вито оказывется публично отвергнуто. 

Авторитет честолюбивого юноши в мафии зависит от того, сможет ли он настоять на браке. На Сицилии невест часто похищают... Вот только Франческа отказалась от свадьбы и пошла в полицию с заявлением об изнасиловании...

Самая красивая жена = La Moglie più bella: Криминальная драма. Италия, 1970. Режиссёр Дамиано Дамиани (Damiano Damiani). Оператор: Франко Ди Джакомо. Сценаристы: Софи Скандурра, Энрико Рибульси, Дамиано Дамиани. Монтаж: Антонио Сицильяно. Художник: Умберто Турко. Композитор: Эннио Морриконе (Ennio Morricone). В ролях: Орнелла Мути (Ornella Muti, наст. имя Франческа Романа Ривелли), Алессио Орано (Alessio Orano), Тано Чимароза (Tano Cimarosa) и др. Продолжительность 108 мин.

Поразительно, как мало в ЖЖ отзывов об этом фильме.
А ведь все условия для всенародной любви: юная Орнелла Мути, музыка Морриконе, легко узнаваемый Тано Чимароза (упорный мафиози из "Невероятных приключений итальянцев в России" Э.Рязанова), ласкающая мозг неоднозначность сюжета "похищения невесты", романтический мотив необратимости судьбы.

Но и Мути нашей публике недостаточно хороша - детская пухлость лица 14-летней актрисы всех смущает, и сюжет перевирают до неузнаваемости...

А какой чудесный сюжет получился! Три сценариста потрудились от души. Реальная история проста и выразительна своей жестокостью - местное мафиозное быдло из семейства Мелодиа надругалось над 17-летней девушкой и милостиво пригласило замуж, девушка выдержала давление собственной семьи и общественный остракизм, и добилась суда над преступником.

Киношная версия отличается кардинально. Быдло поменяли на сильного духом молодого карьериста в исполнении Алессио Орано. 17-летнюю девушку заменили 15-летней, отчего повествование окрасилось тонами юношеского максимализма и полудетской наивной непосредственности. В итоге простая как мычание история красавицы и злого чудища обернулась историей несостоявшейся любви и позднего взаимного раскаяния.

Лежащая на поверхности фабула - как бандиту заставить девчонку испугаться - раскрыта с неожиданной стороны. Снова и снова, как заклинание, Вито повторяет Франческе, что она ничто, пустое место, босячка. Но этими заклинаниями он скорее пытается избавиться от чувства сожаления о собственном самодовольстве и жестокости, от непонятного самому себе замешательства. С каждой гадостью, сказанной в адрес Франчески и её семьи, Вито всё больше и больше убеждается, что из-за собственной гордыни потерял именно ту женщину, которая во всём ему под стать, которую любил бы как равную, - а равенство для него исключительно важный элемент общения, - и которая любила бы его не из покорности, а от полноты сердца. 

В свою очередь, изначально импульсивная, своевольная девочка обретает некую женскую мудрость и силу превозмочь обиду, верить в своё первое чувство и бороться за него. Вот что меня зацепило в "Самой красивой жене" - борьба идёт не столько на уровне "докажет или не докажет Франческа факт изнасилования", сколько на уровне "добьётся ли Франческа от Вито раскаяния". 

Словно девочка открыла сразу два фронта: явный, где борется за право на свою душу, и тайный фронт, скрытый от семьи и городской общины, где сражается за душу Вито. Ведь она изначально была честна в своих условиях - она согласна стать женой Вито, если он признает её ровней себе. 

Свой главный бой девочка выиграет, хотя и - вот режиссёрская хитрость - не узнает об этом.

Психологизм основной сюжетной линии разбавлен прямолинейными сценами общественных акций. Причём вопли женщин из мафиозной семьи вызывают устойчивую ассоциацию с психологическими атаками кавказских домохозяек.
Отсюда полшага до понимания, почему семья Юваро не решилась на убийство с целью устранения свидетеля или обвинительницы. Традиционность общественных устоев спасла семью Чимароза от прямого покушения: традиция насильственных свадеб могла продержаться ровно столько времени, сколько поддерживалась сицилийскими общинами.
Мафия не выделена из общества, остаётся его составной частью, поэтому подчиняется общественным законам. А ведь именно семью девушки община признаёт пострадавшей, просто способ решения конфликта слишком нов для европейской окраины середины 1960-х.

Жаль только, что социально-политическая канва мелодрамы получилась и излишне социальной, и излишне политической. Мягкость красок не помешала бы. Зато к музыке не придерёшься, чертовски хороша. И сцена, где Вито открывает перед изнасилованной Франческой дверь на балкон - в ослепительное сияние дня после тёмной душной комнаты, - остаётся весьма трогательной и эмоционально близкой и после десятков не менее сильных мелодрам последующих лет.</font> 

Tags: , , ,

Leave a comment