Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Тотальный спойлер: "Дети райка" Марселя Карне. 1944-1945.

Знаменитая трагическая мелодрама снята по сценарию Жака Превера.
Фильм легко может быть описан словесными формулами оперного либретто.
Что я и проделала.
Далее - тотальный спойлер. Полное содержание "Детей райка".
Первый акт (первая серия) – «Бульвар преступлений». Париж, 1820‑е годы. Женщины в платьях с узкими рукавами с фонариками у пройм, мужчины в узких сюртуках с завышенной талией и шляпах-“боливар”. Огромная массовка в первой же сцене, при откровенно нарисованном заднике, изображает шумную парижскую толпу. Праздных гуляк одного за другим заманивают в балаган, где им обещано зрелище обнажённой Истины, оказывающееся голой женщиной (далеко позади оставившей своё тридцатилетие), сидящей по самую шею в бочке с водой.
Фредерик Леметр, весёлый мужчина с маленьким раздвоенным подбородком, сначала пытается проникнуть в дирекцию дешёвого театра Фюнанбюль, чтобы поступить в труппу, а потом кидается завязать уличное знакомство с некоей красоткой Гаранс, обладательницей великолепной царственной шеи и обворожительной улыбки. Впрочем, и Гаранс он безразличен, и Фредерик моментально переключился на другую даму.
Зато именно Гаранс – та самая Истина в бочке с водой (только теперь становится видно, что она не отмечена пышным бюстом). Порвав с балаганщиком, Гаранс пришла поболтать к поклоннику – платному писцу, скупщику краденого, вору, рэкетиру и драматургу-любителю Пьеру-Франсуа Ласэнеру. Старьёвщик Иерихон заходит продать Ласэнеру краденую вещичку.
Гаранс и Пьер-Франсуа отправляются прогуляться по шумным улицам. Небольшая толпа скопилась возле входа в Фюнанбюль, где можно поглазеть на зазывалу Батиста – он в белом по‑клоунски мешковатом костюме, белой широкополой шляпе, с набелённым лицом и длинными светлыми волосами. Батист вызывающе молчит, и отец Батиста призывает публику полюбоваться на дурачка, желающего быть артистом пантомимы, а не зазывалой. Батист, и вправду, привлекает внимание: он тонок, изящен, обладает длинными конечностями, выразительными глазами и роскошным кривоватым галльским носом. Пьер-Франсуа вытягивает золотые часы из кармана зеваки и тихо удаляется. Прохожий тут же обвиняет в воровстве стоящую рядом Гаранс. Подоспевший страж порядка хочет арестовать Гаранс, но неожиданно за неё заступается Батист, пантомимой изображая, как произошла кража. Зеваки довольны представлением, а благодарная Гаранс дарит Батисту маленькую розу.
Действие перемещается за кулисы театра Фюнанбюль. Молодая актриса Натали, дочь директора театра, расстроена – отец принуждает её выйти замуж за нелюбимого. Завзятый сплетник Иерихон, вхожий в мир кулис благодаря своим старым тряпкам, шутливо гадает Натали по руке и обещает, что она выйдет замуж по любви.
Входит Фредерик и снова принимается за розыски директора театра. Фредерик воображает себя актёром, достойным ролей шекспировского масштаба, в то время как директор может думать только о полупустой кассе театра.
На сцене Коломбина-Натали принимает ухаживания Арлекина-Бариньи, не замечая страданий влюблённого Пьеро. Неуклюжий отец Коломбины (звезда труппы Анзельм Дебюро) хочет поколотить Арлекина, но Бариньи переусердствовал с ответным ударом, и уже не оскорблённый отец Коломбины, а разозлившийся Дебюро призывает своих сторонников отлупить Бариньи. Завязавшуюся на сцене массовую драку останавливает директор театра. Бариньи и актёр, исполнявший Пьеро, в знак протеста немедленно увольняются. Фредерик тотчас же предлагает себя на роль Арлекина, а на роль Пьеро директор назначает Батиста. Отец Батиста – Дебюро – разгневан: он не хочет, чтобы сын повторил его актёрскую судьбу.
За кулисами Натали и Батист готовятся выйти на сцену в образах Коломбины и Пьеро. Натали сожалеет, что Батист не отвечает на её любовь, а Батист рассказывает о том, что его мысли заняты Гаранс.
Фредерик и Батист после представления беседуют у барной стойки о творческих планах. Заходит речь и об отзывчивости публики Батиста – тех, кто смотрит представление из райка. «У них маленькая жизнь, но большие мечты», – говорит о своих зрителях Батист.
Батист представляет Фредерика пожилой хозяйке меблированных комнат мадам Эрмине. Любвеобильный Фредерик тут же принимается ухаживать за хозяйкой.
В прогулке по ночному городу Батист завязывает знакомство с уличным слепцом-попрошайкой. Нищий просит у Батиста денег, которые тот мог извлечь из карманов сограждан. «У меня иное ремесло», – отвечает Батист. Слепцу смешно: «У него ни монетки, зато есть ремесло!». Нищий ведёт Батиста в низкопробный трактир «Красная шейка». Оказывается, нищий вовсе не слеп – он настолько хорошо видит, что способен оценивать золото и ювелирные изделия. Батист восхищён мастером притворства. К их столику подходит Иерихон и просит оценить товар.
В «Красной шейке» появляется Гаранс в сопровождении Пьера-Франсуа и его подручных. Заметив Гаранс, Батист взволнован. Ласэнер угрожает подошедшему Иерихону неприятностями, если тот будет много болтать. Батист приглашает Гаранс на танец. Ласэнер посылает подручного Авриля вышвырнуть Батиста из «Красной шейки». Однако Батист оказался не таким хлюпиком, как выглядит. Авриль повержен мастерским пинком, и Батист галантно предлагает Гаранс проводить её до дома. Ласэнер не имеет намерения преследовать парочку, его мысли заняты планом ограбления кассира, обходящего должников в конце месяца.
На улице, в лунном свете, между Гаранс и Батистом происходит романтическое объяснение. Немедленно признавшийся в любви, интеллектуальный и аутичный одновременно, новый поклонник забавляет Гаранс. Она не против даже такого покровителя, потому что иначе ей придётся поселиться у Ласэнера (конечно, она сформулировала это по‑другому). Их беседу подслушал Иерихон.
В меблированных комнатах Гаранс без смущения раздевается в присутствии Батиста. Батист же смущён. Он делает вид, что не замечает заигрываний Гаранс, при этом снова клянётся ей в любви, и получает в ответ просьбу не быть таким серьёзным. Батист пытается внушить Гаранс, что её доступность – совсем не то, чего он от неё ждёт, рассказывает, что его с детства называли «человеком свалившимся с Луны и мечтающем о невозможном». Батист уходит ночевать в другое место, совсем не подумав, что в соседней комнате ночует Фредерик, запомнившийся Гаранс как пробивной и предприимчивый тип...
Три богатых щёголя в ложе Фюнанбюль любуются Гаранс, загримированной под статую. Пьеро-Батист, встреченный аплодисментами и приветственными криками райка, играет пантомиму безответной любви к статуе (похожую на аналогичный сюжет из «Формулы любви» М. Захарова). Появляется Арлекин-Фредерик и уводит с собой очарованную статую. Раёк в восторге, богатая публика также охотно аплодирует. Фредерик недоволен, что ему приходится играть пантомиму, он готов стать зазывалой у входа, лишь бы получить роль со словами. Батист играет сцену самоубийства, которому препятствуют девочка и прачка (Натали), поочерёдно требующие верёвку для своих нужд. Во время этой сцены Батист замечает, как Фредерик непринуждённо болтает с Гаранс. Находящаяся на сцене Натали почувствовала исходящую от Батиста волну отчаяния и вскрикнула. Не в силах забыть, что именно Батист ввёл в спектакль сцену самоубийства, Натали снова говорит Батисту о своей любви и напоминает, что Гаранс потеряна для мечтателя, потому что уже живёт с Фредериком.
В гримёрке, где Гаранс переодевается после спектакля, Фредерик обвиняет подругу в том, что ночью во сне она произнесла имя Батиста, и сравнивает себя с Отелло, взревновавшим из‑за батистового платка. В гримёрку, предваряемый роскошной корзиной цветов, входит граф Эдуард де Монтре – один из богачей из ложи – и предлагает Гаранс своё покровительство. Фредерик тактично выходит. «Бриллианты, лошади, сбруя, овёс! А потом хомут?» – восклицает Гаранс. Она даёт понять графу, что его предложение бестактно и не соответствует её желаниям. Граф даёт Гаранс визитку и откланивается. Тут же входит Батист и устраивает истерику, изрубив цветы шпагой из реквизита. Гаранс хочет признаться Батисту в любви, но её останавливает вошедшая Натали (не гримёрка, а проходной двор какой‑то!). Натали хочет устроить Гаранс сцену ревности, но Батист просит её оставить их в покое.
Ласэнер под именем Форестье живёт в меблированной квартирке в том же доме, где живут Гаранс и Фредерик. Настал момент нападения на кассира. Аврилю не удалось отнять у жертвы деньги. Показывается старичок-кассир, окровавленный, но живой и зовущий полицию. Дознаватель интересуется личностью Гаранс, ведь это на неё сослался лже-Форестье, когда хозяйка потребовала от нового жильца рекомендацию. Полисмен вспоминает, что видел Гаранс рядом с Ласэнером во время кражи часов. Дознаватель хочет арестовать Гаранс, но она торжествующе предъявляет визитку могущественного графа де Монтре. Конец первого действия (первой серии).
Второй акт (вторая серия) – «Человек в белом». Прошло шесть лет. Фредерик Леметр – ведущий актёр Большого театра. Однако его гложет зависть к успеху Батиста в Фюнанбюле. Как ни странно, Фредерик всё ещё помнит Гаранс. Фредерик беспечно опаздывает на репетицию, к тому же у дома его караулят озлобленные кредиторы. Заражённый звёздной болезнью Фредерик грубит трём авторам пьесы «Гостиница на склоне», а затем и срывает представление насмешливой импровизацией. Сразу три драматурга вызывают дерзкого Леметра на дуэль.
Назначив поединок на завтра в Каштановой аллее, Фредерик возвращается домой. У себя дома он застаёт лощёного незнакомца во фраке и белоснежной рубашке. Это Ласэнер, он явился к бывшему любовнику Гаранс якобы одолжить денег, а на самом деле искал повод убить его. Из‑за ширмы выходит Авриль в новом сюртучке, новой жилетке и шейном платке, хотя на нём простонародный картуз. Бандиты явно преупевают. Фредерик, пригласив Ласэнера и Авриля отужинать с ним, обмолвился о завтрашней дуэли.
В Каштановой аллее директор Большого театра причитает о судьбе пьесы, а три драматурга с неприязнью встречают пьяного Фредерика и его секундантов – Ласэнера и Авриля.
В Большом театре спектакль отменён, а в Фюнанбюль билетов не достать. Фредерик – с рукой на перевязи – пользуется старым знакомством, чтобы пройти на спектакль, где Батист – безусловная звезда. Фредерика подсаживают в ложу, которую ежедневно занимает таинственная светская дама под вуалью. В этой даме Фредерик с удивлением узнаёт Гаранс, о судьбе которой ничего не знал все эти годы. Фредерик понимает, что на его спектакли Гаранс не приходила. Фредерик и Гаранс вместе смотрят спектакль «Старьёвщик». На сцене Батист играет не того робкого Пьеро, что прежде. Пьеро стал убийцей: он убил старьёвщика, которому не может заплатить за платье, а платье ему нужно, чтобы проникнуть на бал и ухаживать за возлюбленной. Фредерик ревнует Гаранс к Батисту и Батиста к его славе и таланту, но его ревность имеет оттенок печали.
Фредерик отправляется за кулисы искать Батиста. Батист явно рад Фредерику, называет великим актёром. Натали излучает счастье – она замужем, у неё и Батиста есть сын. Появляется Иерихон. Батист немедленно уходит – он ненавидит Иерихона. Старик разобижен: и Батист ненавидит его, и в пьесе Пьеро убивает Старьёвщика. Натали намекает Иерихону, что причина неприязни Батиста заключается в склонности Иерихона вмешиваться в чужие дела. (Вероятно, из фильма выпала сцена, в которой проводится связь между тем, что подслушал Иерихон по пути из "Красной шейки", и тем, что Ласэнер использовал имя Гаранс в подготовке покушения на кассира). Иерихон сообщает Натали, что Гаранс вернулась в Париж и ждёт Батиста в седьмой ложе. Натали посылает сына в ложу Гаранс, чтобы продемонстрировать бесплодность надежд куртизанки. Однако, и Фредерик передаёт Батисту приглашение на свидание с Гаранс. Батист, бросив Натали посреди сцены, бежит в седьмую ложу, но ложа пуста.
В особняке графа Гаранс видит Пьера-Франсуа. Ласэнер говорит о Батисте, о Фредерике и о графе. Ласэнер рекомендует себя как короля преступного мира, и просит устроить ему встречу с графом, которому якобы хочет предложить свои пьесы. Пьер-Франсуа понимает, что Гаранс не слишком дорожит своим нынешним положением и что её нельзя перекупить.
Появившийся граф, принимая Ласэнера за любовника Гаранс, хочет знать его имя и вызвать на дуэль. Гаранс обещает Эдуарду больше не посещать Фюнанбюль. Эдуард осыпает Гаранс пламенными признаниями в любви. Гаранс говорит графу, что любила только одного человека, и этот человек дал ей понять, что забыл её (то есть Гаранс уверена, что Натали с ведома Батиста прислала ребёнка на свидание в театральной ложе).
В меблированной комнате, в присутствии мадам Эрмины, Батист сожалеет, что не послушал когда‑то Гаранс, предлагавшую ему себя, и ожидал возвышенной любви. Батист собирается в Большой театр на «Отелло»: он часто бывает на спектаклях Фредерика. Натали, пришедшая к известившей её Эрмине, не хочет требовать возвращения мужа домой.
В Большом театре среди публики «Отелло» в партере сидит Ласэнер, в отдельной ложе Эдуард и Гаранс. В ложу вносят огромную корзину цветов! Эдуард хочет знать, не Фредерик ли это царит в сердце Гаранс и получает отрицательный ответ. В спектакле антракт. Батист также в зале и ищет встречи с Гаранс. Эдуард отправляется вызвать на дуэль Фредерика, а Батист встречает оставшуюся в одиночестве Гаранс и увлекает за собой. Следует объяснение Батиста и Гаранс. Они целуются, а за ними подглядывает Ласэнер. Подойдя к беседующим Эдуарду и Фредерику, Пьер-Франсуа намекает, что Эдуард стал рогоносцем и что всё кончится убийством. Он отдёргивает занавесь балкона, и Эдуард видит Гаранс в объятиях Батиста. Фредерик в не может удержаться от комментария. Граф договаривается с Фредериком, что будет ждать двух его секундантов в турецкой бане. Гаранс, понимая, что Эдуард будет драться с Фредериком, предлагает Батисту провести с ней ночь. Ласэнер, выходя с Аврилем из театра, готовится к последнему акту своей пьесы.
Гаранс в комнате Батиста. На этот раз их ждёт ночь любви.
В Париже карнавал. В купальню приходят Ласэнер и Авриль. Они разыскивают графе де Монтре. Ласэнер убивает графа кинжалом. Отослав Авриля, Ласэнер остаётся ждать полицию и сам вызывает служителя купальни.
Утро в комнате Батиста. Гаранс собирается вернуться к графу, хотя и любит Батиста. Батист умоляет её остаться, он готов бросить семью. Пришедшая поговорить с мужем Натали оставляет ребёнка на улице. Она застаёт Гаранс и Батиста. Натали в отчаянии и требует решительного объяснения. Батист же стремится вслед Гаранс. Оставив Натали в одиночестве, Батист бросается в карнавальную толпу, не заметив даже собственного сына в весёлом маскарадном костюмчике. Иерихон пытается удержать его и напомнить о Натали, но всё бесполезно. В бурлящей толпе Батисту не догнать экипаж Гаранс.
Tags: 1940-1949, мелодрамы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments